Учитывая тот факт, что человек по имени Шерлок Холмс никогда не существовал, сбор каких-либо фактов о нём выглядит, с одной стороны, нонсенсом. Однако благодаря сэру Артуру Конан Дойлу, с большим вниманием относившемуся к деталям в своих произведениях, и большой армии поклонников великого сыщика, раскопавших и проанализировавших эти детали, можно составить не только портрет, но и почти точную биографию Шерлока Холмса.
По словам Гилберта Кита Честертона, Холмс является единственным литературным персонажем, вошедшим в народный быт. Правда, Честертон сделал оговорку «со времён Диккенса», но время как раз показало отсутствие в ней надобности. О Шерлоке Холмсе знают миллиарды людей, тогда как персонажи Диккенса стали частью литературной истории.
Конан Дойл писал о Холмсе ровно 40 лет: первая книга издана в 1887 году, последняя в 1927. Надо отметить, что писатель не очень любил своего героя. Себя он считал автором серьёзных романов на исторические темы, а о Холмсе начал писать, чтобы подзаработать в популярном тогда детективном жанре. Конан Дойла не смущал даже тот факт, что благодаря Холмсу он стал самым высокооплачиваемым писателем в мире — Холмс погиб в поединке с королём преступного мира профессором Мориарти. Шквал возмущения читателей, и весьма высокопоставленных, бил так силён, что писатель сдался и воскресил Шерлока Холмса. Безусловно, на радость многочисленным читателям, а затем и зрителям. Фильмы, основанные на рассказах о Шерлоке Холмсе, пользуются не меньшей популярностью, чем книги.
1. Энтузиасты сумели добыть лишь крохи из биографии Шерлока Холмса до знакомства с доктором Ватсоном. Дату рождения часто относят на 1853 или 1854 год, ссылаясь на то, что в 1914 году, когда происходит действие рассказа «Его прощальный поклон», Холмс выглядел на 60 лет. Днём рождения Холмса с подачи нью-йоркского клуба его почитателей, заказавшего астрологическое исследование, стали считать 6 января. Потом притянули и подтверждения из литературы. 7 января, раскопал один из исследователей, в рассказе «Долина ужаса», Холмс встал из-за стола, не тронув свой завтрак. Исследователь решил, что кусок не лез в горло сыщика из-за похмелья после вчерашнего празднования. Правда, с таким же успехом можно предположить, что Холмс был русским, или, по крайней мере, православным, и ночью праздновал Рождество. Наконец, известный шерлоковед Уильям Беринг-Гоулд обнаружил, что Холмс дважды цитирует только «Двенадцатую ночь» Шекспира, а это и есть ночь с 5 на 6 января.
2. Если исходить из фактических датировок, высчитанных любителями творчества Конан Дойла, первым делом Шерлока Холмса нужно считать случай, описанный в рассказе «Глория Скотт». Однако в нём Холмс, фактически, лишь расшифровал записку, не проводя никакого расследования. Дело было ещё в его бытность студентом, то есть происходило примерно в 1873 — 1874 года. Первое же реальное дело, от начала до конца раскрытое Холмсом, описано в «Обряде дома Месгрейвов» и датируется 1878 годом (хотя упоминается, что на счету у сыщика уже была пара дел).
3. Вполне может быть, что жестокость Конан Дойла по отношению к Холмсу была обусловлена лишь желанием увеличить свои гонорары. Известно, что первый раз он заявил о намерении убить сыщика после написания шестого рассказа (это был «Человек с рассечённой губой»). Журнал «Стрэнд», в котором печатался сериал о Шерлоке Холмсе, мгновенно поднял гонорар за один рассказ с 35 фунтов до 50. Военная пенсия доктора Ватсона составляла 100 фунтов в год, так что деньги были неплохими. Второй раз этот нехитрый финт сработал после выхода рассказа «Медные буки». В этот раз жизнь Холма была спасена суммой в 1 000 фунтов за 12 рассказов, то есть по 83 с лишним фунта за рассказ. 12-м рассказом было «Последнее дело Холмса», в ходе которого сыщик отправился на дно Рейхенбахского водопада. Но как только для крупного произведения о собаке, изводящей обитателей старинного замка, понадобился энергичный проницательный герой, Холмс тут же был воскрешён.
4. Прообразом Шерлока Холмса, по крайней мере, в умении наблюдать и делать выводы, считается, как известно, известный английский врач Джозеф Белл, у которого Артур Конан Дойл одно время работал регистратором. Серьёзный, абсолютно лишённый проявлений эмоций Белл часто угадывал род занятий, место проживания и даже диагноз пациента до того, как тот успевал открыть рот, что потрясало не только пациентов, но и наблюдавших за процессом студентов. Впечатление усиливалось тогдашним стилем преподавания. Читая лекции, преподаватели не искали контакта с аудиторией — кто понял, молодец, а тому, кто не понял, нужно искать другое поприще. На практических занятиях также никакой обратной связи профессора не искали, просто поясняли, что они делают и для чего. Поэтому опрос пациента, в ходе которого Белл запросто сообщал тому, что он служил сержантом в колониальных войсках на Барбадосе и недавно потерял жену, производил впечатление концертного номера.
5. Майкрофт Холмс — единственный прямо упомянутый родственник Холмса. Один раз сыщик вскользь вспоминает, что родители его были мелкими помещиками, а мама состояла в родстве с художником Орасом Верне. Майкрофт же появляется в четырёх рассказах. Холмс сначала представляет его как серьёзного государственного чиновника, а уже в ХХ веке оказывается, что Майкрофт чуть ли вершит судьбу Британской Империи.
6. Легендарный адрес 221Б, Бейкер-стрит, появился не случайно. Конан-Дойл знал, что дома с таким номером на Бейкер-стрит нет — нумерация в его годы заканчивалась на №85. Но потом улицу продлили. В 1934 году несколько зданий с номерами с 215 до 229 купила финансово-строительная компания «Abbey National». Ей пришлось ввести специальную должность человека, разбиравшего мешки писем к Шерлоку Холмсу. Только в 1990 году, когда открывали Музей Холмса, зарегистрировали фирму с «221Б» в названии и повесили соответствующую табличку на дом №239. Ещё через несколько лет нумерацию домов на Бейкер-стрит официально изменили, и теперь цифры на табличке соответствуют истинному номеру «Дома Холмса», в котором находится музей.
7. Из 60 произведений о Шерлоке Холмсе лишь в двух повествование ведётся от лица самого сыщика, и ещё в двух от третьего лица. Во всех остальных рассказах и повестях рассказчиком выступает доктор Ватсон. Да, его действительно правильнее называть «Уотсон», но так уж сложилась традиция. Благо, хоть живут Холмс и его летописец не у миссис Гудзон, а могли бы.
8. Холмс и Ватсон познакомились в январе 1881 года. Они продолжали поддерживать отношения минимум до 1923 года. В рассказе «Человек на четвереньках» упоминается, что ни общались, хотя и не слишком тесно, в 1923 году.
9. По первому впечатлению доктора Ватсона, у Холмса нет никаких знаний о литературе и философии. Однако позже Холмс достаточно часто цитирует и перефразирует отрывки из литературных произведений. При этом он не ограничивается английскими писателями и поэтами, а цитирует Гёте, Сенеку, дневник Генри Торо и даже письмо Флобера к Жорж Санд. Что касается чаще всего цитируемого Шекспира, то русские переводчики просто не заметили многие не взятые в кавычки цитаты, настолько точно они входят в ткань повествования. Эрудицию Холмса в литературе подчёркивает его активное цитирование Библии. Да и сам он написал монографию о композиторе эпохи Возрождения.
10. По роду занятий Холмсу часто приходится общаться с полицейскими. Всего их на страницах произведений Конан-Дойла о сыщике насчитывается 18: 4 инспектора и 14 констеблей. Самый известный из них, конечно, инспектор Лестрейд. У российского читателя и зрителя впечатление о Лестрейде сформировано образом Борислава Брондукова из телевизионных фильмов. Лестрейд Бродукова это недалёкий, но очень гордый и заносчивый полицейский с огромным самомнением. У Конан-Дойла же Лестрейд описан без всякого комизма. Иногда у них бывают трения с Холмсом, но ради интересов дела Лестрейд всегда уступает. А его подчинённый Стэнли Хопкинс и вовсе считает себя учеником Холмса. Кроме того, минимум в двух историях клиенты приходят к сыщику по прямой рекомендации полицейских, а в рассказе «Серебряный» инспектор полиции и потерпевший приходят к Холмсу вместе.
11. Холмс разработал собственную систему классификации и хранения газетных сообщений, рукописей и досье. После смерти своего друга Ватсон писал, что мог легко найти материалы по интересующей его персоне. Проблема была в том, что составление подобного архива требовало времени, и обычно он приводился в более или менее приемлемый порядок только после генеральной уборки в доме. В остальное время и комната Холмса, и их общая с Ватсоном гостиная были завалены не разобранными бумагами, лежавшими в полном беспорядке.
12. Несмотря на то, что Шерлок Холмс знал, что существуют вещи, которые не купишь за деньги, он не упускал случая взять хороший гонорар, если клиент мог позволить себе заплатить его. Он получил немалую сумму «на расходы» от кроля Богемии, хотя тратиться на расследование в отношении Ирен Адлер ему почти не пришлось. Холмсу достался не только увесистый бумажник, но и золотая табакерка. А 6 тысяч фунтов, полученные за розыск герцогского сына в «Случае в Интернате», были вообще запредельной суммой — премьер-министр получал меньше. В других рассказах упоминается, что место работы с жалованьем в несколько фунтов в неделю считалось прекрасным. Мелкий лавочник Джабез Уилсон из «Союза рыжих» за четыре фунта в неделю был готов переписывать Британскую энциклопедию. Но, несмотря на большие гонорары, Холмс не стремился к богатству. Неоднократно он даже брался за интересные дела бесплатно.
13. Отношение Холмса к женщинам хорошо характеризует слово «спокойное». Иной раз его представить чуть ли не женоненавистником, однако это далеко не так. Он вежлив со всеми женщинами, способен оценить женскую красоту и всегда готов помочь женщине, попавшей в беду. Конан-Дойл описывает Холмса почти исключительно в ходе расследования, поэтому не даёт никаких подробностей о времяпровождении сыщика вне его. Исключением стал разве что «Скандал в Богемии» где Шерлок Холмс рассыпается в похвалах Ирен Адлер вне контекста расследования. Да и жанр детектива в те годы не подразумевал, что герои будут укладывать красавиц в постель чуть ли не на каждой странице. Это время наступило намного позже, уже после Второй мировой войны.
14. Артур Конан-Дойл был, безусловно, талантливым писателем, но не богом. И под рукой у него не было Интернета, чтобы проверить те или иные факты. Кстати, у современных писателей есть Интернет, и разве это улучшает их творения? Время от времени писатель допускал фактические ошибки, а иногда повторял заблуждения тогдашней науки. Глухая от природы змея, ползущая на свист в «Пёстрой ленте», стала хрестоматийным примером. Как и подавляющее большинство европейских писателей, Конан-Дойл не удержался от ляпа, упоминая Россию. Холмс, конечно, не сидел под развесистой клюквой с бутылкой водки и медведем. Его всего лишь вызвали в Одессу в связи с убийством Трепова. Убийства градоначальника (мэра) Петербурга Трепова не было, было покушение на убийство, совершённое Верой Засулич. Террористку оправдали присяжные, а её коллеги правильно истолковали этот сигнал и теракты прокатились по всей России, в том числе нападения на представителей власти были и в Одессе. Шума было на всю Европу, но связать это всё в одном предложении смог только Конан-Дойл.
15. Очень большую роль и в жизни Шерлока Холмса, и в сюжетах произведений о нём играет курение. В 60 произведениях о сыщике он выкурил 48 трубок. Две досталось доктору Ватсону, ещё пять выкурили другие персонажи. Никто ничего не курит только в 4 рассказах. Курит Холмс почти исключительно трубку, и трубок у него очень много. Майкровфт Холмс табак нюхает, а сигары в рассказах курят только убийцы вроде доктора Гримсби Ройлотта из «Пёстрой ленты». Холмс даже написал исследование о 140 сортах табака и их пепле. Дела он оценивает в количестве трубок, которое необходимо выкурить в процессе размышлений. При этом в процессе работы он курит самые дешёвые и крепкие сорта табака. Когда Уильям Джилетт в театре и Бэзил Редбоун в кино стали изображать Холмса курящим длинную изогнутую трубку, курильщики сразу заметили неточность — в длинной трубке табак остывает и очищается, поэтому нет смысла курить крепкие его сорта. Но актёрам было удобно говорить именно с длинной трубкой — она называется «бент» — в зубах. И такая трубка вошла в стандартный антураж сыщика.
16. Холмс разбирался не только в сортах табака, отпечатках пальцев и типографских шрифтах. В одном из рассказов он несколько пренебрежительно упоминает, что является автором пустячного труда, в котором проанализированы 160 шифров. В упоминании шифров очевидно влияние Эдгара По, герой которого расшифровал сообщение, используя частотный анализ употребления букв. Именно так и поступает Холмс, разгадывая шифр в «Пляшущих человечках». Впрочем, этот шифр он характеризует как один из самых простых. Довольно быстро сыщик разбирается с шифрованным посланием и в «Глории Скотт» — нужно прочитать только каждое третье слово из абсолютно невразумительного, на первый взгляд, сообщения.
17. Огромный вклад в создание привычного нам визуального образа Шерлока Холмса внесли художник Сидни Пэджет и актёр и драматург Уильям Джилетт. Первый нарисовал худую мускулистую фигуру в кепке-двухкозырке, второй дополнил образ плащом с пелериной и восклицанием «Элементарно, автор!» История, больше похожая на байку, гласит, что Джилетт, идя на первую встречу с Конан Дойлом, оделся так, как, по его мнению, выглядел Холмс. Вооружившись лупой, он показал писателю пантомиму «Холмс на месте преступления». Конан Дойл был настолько изумлён совпадением вида Джилетта со своими представлениями о Холмсе, что даже позволил актёру, писавшему пьесу для театра, женить Холмса. В совместной пьесе Конан Дойла и Джилетта сыщик женится на даме, похожей на Ирен Адлер. Правда, ради благонравия её назвали Элис Фолкнер. Она была не авантюристкой, а дамой из благородного сословия и мстила за свою сестру.
18. Образ Холмса, созданный Конан Дойлом и Сидни Пэджетом, был настолько сильным, что чопорные англичане даже простили вопиющую нелепость: кепка с двумя козырьками было головным убором, предназначенным исключительно для охоты. В городе такие кепки не носили — это было безвкусицей.
19. Кинематографические и телевизионные воплощения Шерлока Холмса достойны отдельного большого материала. Сыщику посвящены более 200 фильмов — рекорд Книги Гиннесса. Образ Шерлока Холмса на экране воплощали более 70 актёров. Однако рассматривать «литературного» Холмса и его «кинематографического» собрата как единое целое невозможно. Уже с первых экранизаций Холмс зажил своей, отдельной от произведений Конан Дойла, жизнью. Безусловно, всегда сохранялись какие-то внешние атрибуты — трубка, кепка, верный Ватсон рядом. Но даже уже в фильмах с Бэзилом Рэтбоуном, снятых в середине ХХ века, изменяются и место, и время действия, и сюжет, и действующие лица. Шерлок Холмс превратился в какую-то франшизу: соблюдай несколько условий, и твой герой даже на Марсе может называться Шерлоком Холмсом. Главное, время от времени вспоминать о трубке. Успех же последних экранизаций, в которых Холмса играли Бенедикт Камбербэтч, Роберт Дауни-младший и Джонни Ли Миллер, показал, что Холмс киношный и Холмс литературный стали совершенно разными персонажами. Когда-то американский писатель Рекс Стаут написал шуточное эссе, в котором, основываясь на текстах Конан Дойла, доказал, что Ватсон был женщиной. Оказалось, об этом можно не только шутить, а и снимать фильмы.
20. Последнее по восстановленной действительной хронологии дело Шерлока Холмса описано в рассказе «Его прощальный поклон». Действие в нём происходит летом 1914 года, хотя указывается, что расследование началось два года назад. В опубликованном гораздо позже «Архиве Шерлока Холмса» описываются ранние расследования сыщика.