Профессор энтомологии Виргинского технологического института Дуглас Пфайфер (Douglas G. Pfeiffer) и его коллеги описали случай, когда один инвазивный вид насекомых пользуется услугами другого инвазивного вида, чтобы закрепиться в новом для себя регионе.
Zaprionus indianus
© Douglas G. Pfeiffer, Ph.D
Пфайфер изучает плодовых мушек, или дрозофилид (Drosophilidae). Наиболее известная представительница этого семейства — дрозофила фруктовая (Drosophila melanogaster) знаменита как популярное лабораторное животное, всего же в этом семействе насчитывают более четырёх тысяч видов, разбитых на 75 родов. Основным объектом исследований Пфайфера и его коллег стала дрозофила Судзуки (Drosophila suzukii) — опасный инвазивный вид, проникший в США из Восточной Азии. Если прочие дрозофилы откладывают яйца в перезрелые и уже загнивающие плоды, поэтому не наносят существенного урона сельскому хозяйству, то самка Drosophila suzukii, используя свой покрытый зубчиками яйцеклад, протыкает кожицу обычных плодов, и её личинки поедают их изнутри. Сейчас на некоторых плантациях США личинками мухи были поражены до 80 % плодов. Только хозяйства, где выращивают малину, в штате Калифорния за 2009–2014 годы понесли от этой мухи ущерб в 40 млн долларов.
Энтомологи следили за распространением дрозофилы Судзуки на виноградниках Виргинии. Когда они принесли поражённые ягоды винограда в лабораторию, то обнаружили, что подавляющее большинство личинок относились не к дрозофиле Судзуки, а совершенно к другому виду — Zaprionus indianus, который называют также африканской инжирной мухой. Этот вид довольно широко распространился за пределы своего изначального ареала в Западной Африке. Африканские инжирные мухи встречаются теперь в Индии, Австрии, Франции, Италии, Испании, Саудовской Аравии, Бразилии, Уругвае, Панаме и Мексике. Как правило, он вытесняет местные виды плодовых мушек.
Но учёные не подозревали, что африканская инжирная муха способна откладывать яйца в виноградины. Самостоятельно она это сделать не могла бы, так как у неё нет зазубренного яйцеклада, как у дрозофилы Судзуки. Однако африканская муха использует отверстия, проделанные дрозофилой Судзуки, чтобы отложить в те же ягоды собственные яйца. Пфайфер и его коллеги вырастили в лаборатории несколько поколений мух обоих видов, чтобы оценить, насколько они уживаются вместе. Оказалось, что при развитии в одной виноградине личинок африканской и японской мух время развития личинок дрозофилы Судзуки увеличивается, а средний размер куколки и выживаемость личинок падают. Таким образом, африканская муха демонстрирует оригинальную форму клептопаразитизма, используя для развития потомства дрозофилу Судзуки и угнетая развитие её собственных личинок.
Исследование опубликовано в журнале Journal of Integrated Pest Management
Источник: polit.ru