Протагонистами этой идеи выступили Эммануэль Макрон и Дональд Трамп. Вроде бы они даже договорились пригласить Владимира Путина на саммит «семерки» в 2020 году в США, сообщает ТГ-канал «Bunin & Co».
Правда, Макрон увязывает возвращение к формату «восьмерки» с прогрессом в реализации Минских соглашений, но не особенно настойчиво. Ангела Меркель и Борис Джонсон выступили решительно против возвращения России.
У каждого из лидеров свои мотивы. Трамп, помимо явного личного расположения к Путину, в условиях полномасштабной торгово-экономической конфронтации между США и Китаем, похоже, хочет воспрепятствовать дальнейшему сближению Москвы с Пекином, вернув ее в клуб западных лидеров.
Макрон, активно отстаивая внутри ЕС либерально-прогрессистские ценности и претендуя на роль лидера этого лагеря, в отношениях между Францией и Европой в целом, с одной стороны, и внешними мощными игроками – с другой, исходит из геополитических соображений, о чем он прямо сказал перед встречей с Путиным.
В этом смысле он опирается на устойчивую голлистскую традицию. Отсюда его теплое общение с Путиным в Брегансоне и готовность выступить посредником в восстановлении полноценных отношений между ЕС и Россией, а что там внутри России делается – это уже другой вопрос.
От Бориса Джонсона трудно было бы ожидать позитивного отношения к Москве. Двусторонние отношения фундаментально испорчены отравлением Литвиненко, Скрипалей, ссорами вокруг невыдачи важных для Москвы беглецов, да и все мысли у Джонсона сейчас о брексите.
Из четырех высказавшихся лидеров только у Ангелы Меркель позиция основывается на ценностных принципах. Не случайно она подчеркнула, что Россия была исключена из «восьмерки» из-за присоединения Крыма, т.е. когда она стала виновником разрушения европейского миропорядка, как его понимали в западных столицах. И переубедить ее будет сложно – не только Трампу, но и Макрону. Как и сложно будет добиться одобрения у руководства Канады, где сильно влияние украинской диаспоры.
Впрочем, даже если все нынешние участники «семерки» согласятся на приглашение России в этот эксклюзивный клуб, это отнюдь не означает, что будут отменены антироссийские санкции США и ЕС, привязанные к конкретным обстоятельствам и условиям. И в такой ситуации крайне маловероятно, что Владимир Путин согласится принять статус подсанкционного члена «восьмерки», что поставило бы его в очевидно неравные, если не сказать унизительные, условия.