Вы живёте в таёжной глуши, у вас нет электричества и связи с внешним миром. Никто не доставляет вам никаких припасов. Этот гипотетический до невозможности случай — единственная в современном мире возможность не пользоваться компьютерами. Даже часы должны быть механическими — в любых электронных часах есть примитивный процессор.
Современная цивилизация без компьютеров невозможна. И дело даже не в наших любимых «персоналках», ноутбуках и смартфонах. Без них как раз мир вполне обойдётся. Да, кому-то придётся писать шариковой ручкой и рисовать красками, но такие навыки утрачены ещё не до конца. А вот управление сложнейшими производственными процессами или транспортом без компьютеров попросту невозможно. Хотя всего несколько десятилетий назад всё было по-другому.
1. Производство первого в мире электронного компьютера ЭН:К, созданного в США в 1945 году, обошлось в 500 000 долларов. Монстр весом 20 тонн потреблял 174 кВт электроэнергии и содержал более 17 000 ламп. Данные для расчётов вводились в первый компьютер с перфокарт. Для того, чтобы рассчитать крайне упрощённые параметры взрыва водородной бомбы, потребовалось более миллиона перфокарт. Весной 1950 года на ЭН:Ке попытались создать прогноз погоды на ближайшие сутки. На сортировку и распечатку перфокарт, а также на замену вышедших из строя ламп понадобилось столько времени, что расчёт прогноза на ближайшие 24 часа занял ровно 24 часа, то есть вместо круглосуточной суеты вокруг машины учёным достаточно было смотреть в окно. Тем не менее, работа над прогнозом погоды была признана успешной.
2. Первая компьютерная игра появилась в 1952 году. Её как иллюстрацию к своей докторской диссертации создал профессор Александр Дуглас. Игра называлась ОХО и была компьютерной реализацией игры «Крестики — нолики». Игровое поле выводилось на экран разрешением 35 на 16 точек. Пользователь, игравший против компьютера, делал ходы с помощью телефонного диска.
3. В 1947 армия, ВВС и Бюро переписи населения США заказали фирме Джона Экерта и Джона Мокли мощный компьютер. Разработка велось исключительно на средства федерального бюджета. К очередной переписи населения создать компьютер не успели, но всё же в 1951 году заказчики получили первую машину, названную UNIVAC . Когда компания Экерта и Мокли объявила о намерении выпустить 18 таких компьютеров, их коллеги на одной из конференций решили, что такое количество насытит рынок на долгие годы вперёд. Перед тем, как компьютеры UNIVAC успели устареть, Экерт и Мокли как раз выпустили 18 машин. Последняя из них, работавшая в крупной страховой компании, была выключена в 1970 году.
4. По состоянию на лето 2019 года звание самого мощного компьютера в мире второй год удерживает американский «Summit». Его производительность, вычисленная при помощи стандартных тестов «Linapack», составляет 148 600 000 Гигафлопсов (производительность домашних стационарных компьютеров составляет сотни Гигафлопсов). «Summit» занимает помещения площадью 520 м2. Собран он из почти 1 000 22-ядерных процессоров. В системе охлаждения суперкомпьютера циркулирует 15 кубометров воды, а энергии он потребляет как примерно 8 000 средних домохозяйств. Стоимость создания «Summit» составила 325 млн. долларов. По числу же суперкомпьютеров лидирует Китай. В этой стране работает 206 таких машин. В США установлено 124 суперкомпьютера, в России их всего 4.
5. Первый жёсткий диск создавали в компании IBM по заказу американских ВВС. Согласно условиям контракта, компания должна была создать картотеку на 50 000 позиций и обеспечить мгновенный доступ к каждой из них. Задание было выполнено за неполных два года. В результате 4 сентября 1956 года публике был представлен полутораметровый шкаф высотой 1,7 метра и весом почти в тонну, именовавшийся IBM 350 Disk Storage Unit. Первый в мире винчестер содержал в себе 50 дисков диаметром 61 сантиметр и вмещал 3,5 Мб данных.
6. Самый маленький процессор в мире был создан компанией IBM в 2018 году. Чип размером 1 × 1 миллиметр, содержащий несколько сот тысяч транзисторов, является полноценным процессором. Он способен принимать, сохранять и обрабатывать информацию с той же скоростью, что это делали выпускавшиеся в 1990-е годы процессоры х86. Этого, безусловно, недостаточно для современных компьютеров. Однако такой мощности вполне хватает для решения большинства практических задач, не относящихся к «высокой» компьютерной инженерии или научных расчётов. Микропроцессор вполне может рассчитывать количество товаров на складах и решать логистические задачи. В серий ное производство, правда, этот процессор пока не пошёл — для современных задач, даже при условии себестоимости в районе 10 центов, его миниатюрность избыточна.
7. Мировой рынок стационарных компьютеров демонстрирует отрицательную динамику уже в течение 7 лет — последний раз рост продаж был зафиксирован в 2012 году. Не помогло даже статистическое ухищрение — в стационарные компьютеры зачислили и ноутбуки, которые, по сути, ближе к мобильным устройствам. Зато эти придумка позволила сделать хорошую мину при плохой игре — падение рынка исчисляется считанными процентами. Тем не менее, тенденция очевидна — всё большее количество людей отдаёт предпочтение планшетам и смартфонам.
8. По той же причине — распространение планшетов и смартфонов — устаревают и данные о количестве персональных компьютеров в разных странах мира. Последний такой подсчёт Международный союз электросвязи проводил ещё в 2004 году. По тем данным самым компьютеризованным государством было крошечное Сан-Марино — небольшой анклав, расположенный в Италии. На 1 000 жителей в Сан-Марино приходилось 727 стационарных компьютеров. Показатель Соединённых Штатов составил 554 компьютера на тысячу человек, третье место заняла Швеция, в которой один компьютер приходился на два человека. Россия с показателем 465 компьютеров заняла в этом рейтинге 7-е место. Позже Международный союз электросвязи перешёл на методику подсчёта пользователей Интернета, хотя она представляется не менее спорной — человек, пользующийся подключённым к Интернету стационарным компьютером, ноутбуком, планшетом и смартфоном, это один пользователь или 4? Тем не менее, какие-то выводы можно сделать и из этой статистики. Согласно ей, в 2017 году были почти полностью подключены к Интернету жители Норвегии, Дании, Фолклендских островов и Исландии — показатель «интернетизированности» на их территориях превысил 95% Впрочем, плотность результатов здесь зашкаливает. В Новой Зеландии, занимающей 15-е место, Интернет есть у 88% жителей. В России к всемирной паутине подключены 76,4% граждан — 41-е место в мире.
9. Компьютерные смайлы, или, иначе говоря, эмотиконы — яркое свидетельство того, как иной раз профессиональная непригодность меняет мир. Ввести графический знак, обозначающий эмоции, предложил в 1969 году автор повести «Лолита» Владимир Набоков. Что может быть интереснее — художник слова предлагает заменить слова символами, вернуться обратно к рунам или клинописному письму! Тем не менее, озвученная идея, как мы видим, реализована на практике. Скотт Фаллман, последовательно защитивший магистерскую и докторскую диссертации в Массачусетском технологическом институте, стал известен в мире не благодаря своим гениальным работам в области нейронных и семантических сетей, а благодаря изобретению символов 🙂 и :-(.
10. О возможном восстании суперкомпьютера (или, как вариант, компьютерной сети) против людей написаны десятки книг. И эта лавина ужасов высокого и не очень уровня поглотила первоначальный посыл авторов идеи «восстания машин». А ведь он был довольно здравым. С точки зрения голой компьютерной логики поведение людей выглядит нецелесообразно, а порой и абсурдно. Чего стоят только ритуалы, связанные с понятиями «кулинария» и «продолжение рода»! Вместо того, чтобы принять пищу в её первозданном виде или провести простое спаривание самца с самкой, люди утомляют себя предельно нерациональными процедурами. Поэтому классическое «восстание машин» это не стремление подчинить себе человеческое общество. Это желание внезапно обретших интеллект компьютеров облегчить, рационализировать жизнь людей.
11. В 1980-х годах в Советском Союзе фанаты первых компьютерных игр покупали не диски с ними, а журналы. Сегодняшние пользователи должны оценить преданность первых игроманов. Нужно было купить журнал, в котором был напечатан код игры, ввести его вручную с клавиатуры, запустить и сохранить игру на тогдашний аналог флеш-накопителя — магнитофонную кассету. После такого подвига установка игры уже с кассеты выглядела детской забавой, хотя лента кассеты могла и порваться. А монитором тогда служили обычные телевизоры.
12. Эффект, когда словарь, текстовый процессор или мобильное устройство начинает при наборе текста думать за человека, исправляя неправильно, по мнению машинного интеллекта, набранные слова, называется «Эффект Купертино». Однако городок Cupertino, расположенный в американском штате Калифорния, имеет к этому названию очень опосредованное отношение. В первые текстовые процессоры закладывали написание английского слова «сотрудничество» через дефис — «co-operation». Если же пользователь набирал это слово слитно, процессор автоматически изменял его на название никому не ведомого американского городка. Ошибка была столь распространенной, что проникала не только на страницы прессы, но и в официальные документы. Но, конечно, до нынешнего безумия с функцией Т9, она оставалась не более чем забавным курьёзом.