Вчерашнее высказывание Лукашенко о том, что Россия предлагает Белоруссии нефть по ценам выше мировых, — это, как обычно у него, картина мира, стоящая на ушах, пишет ТГ-канал «Трыкатаж».
Что происходит на самом деле?
Позиция России такова: отказываемся от всевозможных форм халявы, предлагаем нефть с учетом налогового маневра, то есть – по ценам, которые сравняются с мировыми через несколько лет. Что означает – экспортная пошлина обнуляется, льготные и халявные поставки отменяются, а к цене нефти добавляются премия поставщика и расходы на транспортировку.
Если подробнее, то эта позиция означает:
— Прекращение беспошлинных поставок нефти (6 млн тонн в год = около 2 млрд халявных долларов).
— Прекращение так называемой перетаможки нефти (схема, при которой 6 млн тонн нефти шли транзитом через Белоруссию, а таможенные пошлины шли в бюджет РБ) = от 500 до почти 900 млн долларов в год. Надо отметить, что теоретически сохраняется возможность переработки этого потока на НПЗ, но тогда выручка существенно уменьшится.
— Прекращение льготных поставок российского топлива, тупой реэкспорт которого = 200-300 млн долларов в год.
— И наконец, то, в чем суть налогового маневра – уменьшение пошлин на вывоз российской нефти, которые до сих пор шли в бюджет РБ. Так, в 2019-м туда падало почти 100 долларов с каждой тонны нефти, на 2020-й планировалась цифра чуть более 77 долларов. Далее – по нисходящей.
При этом цена нефти РФ на экспорт должна стремиться к рыночной.
То есть, когда Лукашенко вздыхает о несговорчивой России и «цене нефти выше рынка», на самом деле он оплакивает ничем не обоснованную премию от пошлин. На государственном уровне шантаж не прошел: Россия отказалась менять свою энергополитику и кормить Лукашенко миллиардами баксов на блюдечке с голубой каемочкой без сближения рамочных экономических условий – в первую очередь, налоговых систем.
Начав же переговоры непосредственно с нефтяными компаниями, Лукашенко обнаружил то, что обнаруживает любой покупатель: к стоимости товара добавляется маржа поставщика и расходы на логистику. Он удивится еще больше, обратившись к трейдерам, с которыми работают все нефтяники (тем самым, которым ранее сам Бацька «загонял» дармовую российскую нефть, за счет чего росли торговые обороты РБ, например, с Великобританией). Там ценник будет еще выше: трейдеру тоже неинтересно оставаться без прибыли.
Суррогатный вариант с поставками нефти от Гуцериева – явление временное. Долго он не сможет заменять собой российского Деда Мороза на нефтяной трубе.
Расчет Лукашенко на компенсацию нефтяной халявы за счет удешевления газа тоже провалился.
Зная Лукашенко, следует ожидать судорожных попыток раскачать ЕАЭС, чтобы на этой площадке добиться ускоренного принятия правил общего энергорынка, выгодных для Белоруссии.
И конечно, теперь под ударом взаимодействие с РФ по военной линии. Хотя и здесь все не так просто, учитывая колоссальную зависимость беларуского ВПК от российских предприятий.
Ранее на сайте ИА REX: Путин не стал обсуждать с Лукашенко поставки нефти