Оперативная реакция следственных органов на факты размещения фотографий лидеров Третьего Рейха на сайтах общественного движения «Бессмертный полк», разумеется, не может не радовать. Однако очень грустно от другого. Выявление «отличившихся» персонажей в данном конкретном случае – это точечная акция, которая не решает системную проблему.
Вот пример. В казачьем музейном комплексе в станице Еланской Шолоховского района Ростовской области с 2007 года стоит вылитый в бронзе четырёхметровый атаман Краснов, а рядом с ним – поклонный крест в память о событиях в окрестностях австрийского города Лиенц в июне 1945 года, когда в рамках операции «Килхол» британские части провели акцию по выдаче советской стороне нескольких десятков тысяч казаков-коллаборационистов и членов их семей.
Общественные инициативы с целью добиться демонтажа памятника разбиваются об очень странную казуистику. Ещё в 2009 году административное дело по факту установки памятника атаману-коллаборационисту закончилось тем, что организатор музея бизнесмен Владимир Мелихов просто убрал табличку с именем Краснова и с тех пор позиционирует данную скульптуру как памятник некоему абстрактному «донскому атаману». Плюс к этому, мемориал находится на частной территории усадьбы самого Владимира Мелихова, и этот факт является прямо каким-то неодолимым препятствием для местных компетентных органов.
Казалось бы, даже без таблички облик бронзового персонажа вполне позволяет чётко его идентифицировать – ну не Платов же это, право слово! – а мундир образца 1914 года никоим образом не отменяет деятельность Краснова с соучастниками на службе Третьему Рейху. Что же касается частной территории, то мемориал у г-на Мелихова не на заднем дворе находится – это музейный комплекс, куда водят экскурсии. Или у нас «с Дона выдачи нет» и действие статьи 354.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации об ответственности за реабилитацию нацизма не распространяется на всю территорию страны?
Боюсь предположить… Мемориал в станице Еланской называется «Донские казаки в борьбе с большевизмом». У нас в сегодняшней России настолько сильно свербит вопрос «борьбы с большевизмом», что мы готовы возносить на пьедестал пособника германских нацистов? Стόит ли тогда удивляться существованию этого мемориала, если в преддверии Дня Победы известный журналист одного из ведущих телеканалов страны предложил «выделить позитивную энергию» в данном персонаже? И да, он тоже предложил поставить Краснову памятник…
Другой пример. 1 мая тележурналист ВГТРК Андрей Медведев с горечью обратил внимание на тот факт, что в цикле программ о знаковых событиях в истории России на радио «Звезда» в сюжете под названием «Армия генерала Власова» прямым текстом говорится, что Прагу, по сути, освободила от нацистов дивизия РОА под командованием Буняченко.
Что интересно, уже 4 мая выяснилось, что данная аудиозапись из цикла удалена. Однако «рукописи не горят», на просторах Сети она сохранилась, и соответствующий пассаж можно прослушать с начала 18-й минуты. Конкретно по Праге там говорится:
«15 апреля 1945 года стремительным маршем дивизия двинулась в Богемию. В районе Праги она оказалась в момент восстания в Праге 5-8 мая. Дивизия Буняченко ещё до прихода советской армии вошла в Прагу, и, таким образом, существует проблема, кто освободил от немцев Прагу.
В общем-то, находившийся при дивизии Власов разрешил Буняченко вмешаться и помочь чешскому сопротивлению. Власовцы ушли из Праги, только когда узнали о приближении советских войск. В общем-то, собственно говоря, немцев из Праги выбили, как ни странно, власовцы».
На самом деле, проблемы «кто освободил от немцев Прагу» не существует. Например, автор исторического портала Warhead.su Алексей Костенков популярно разъясняет, как власовцы «освобождали» город, а в целом о пражской операции Красной Армии в начале мая 1945 года обстоятельно рассказывает известный историк Алексей Исаев в эфире программы Леонида Володарского на радио «Говорит Москва». Истоки данной «проблемы», созданной во времена Холодной войны, лежат в плоскости идеологии и пропаганды, но не исторической науки.
Но ведь что занимательно. Владельцем радио «Звезда» является Центральная телерадиостудия Министерства обороны Российской Федерации. Программа «Сто событий, которые изменили Россию» создана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Ведущий программы – доктор исторических наук Сергей Мироненко, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации. Запись программы с «освободительными» власовцами спокойно лежала в Сети два с половиной года, и удалили её только сейчас после замечания Андрея Медведева на фоне чешских игрищ с памятниками.
И ещё один пример. 9 мая видеоблогер Евгений Баженов разместил на своём YouTube-канале разгромную рецензию на очередной «шедевр» отечественного кинематографа – фильм «На Париж!», который позиционируется как «авантюрная комедия о триумфе победителей». Фильм вышел на экраны ещё в прошлом году, но широкий резонанс вызвал именно сейчас – благодаря рецензии Евгения. Казалось бы, может, и не стоило его трогать? Пусть бы себе канул в Лету… Однако, на мой взгляд, на такие вещи надо обращать внимание.
С одной стороны, при общем бюджете в 180 миллионов рублей, 40 из которых – средства из государственного бюджета, фильм собрал в прокате всего около 9,2 миллионов, т.е. деньги на «шедевр» улетели в трубу. С другой стороны, фильм был снят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российского военно-исторического общества, и данные уважаемые структуры категорически не заметили, что на выходе получилась откровенная пошлятина – как раз ко Дню Победы, всё как мы любим… И в данном случае, увы, провал фильма в прокате – это скорее позитив.
Зато в ноябре прошлого года фильм получил главный приз международного кинофестиваля UK Film Fest в Великобритании. И это нисколько не удивительно – образ беспробудно пьянствующих советских победителей, вершиной триумфа которых становится оргия во французском борделе, с беспрестанно довлеющей над ними «кровавой гэбнёй» отлично укладывается в «правильную» идеологическую концепцию, разделяемую всеми «приличными людьми».
…Но при всём этом мы гневно оскорбляемся на чехов. А с чего оскорбляться-то? Мы же сами всё делаем! Наши коллаборационисты – они же душки такие, Россию любили, с большевиками боролись, а то, что в эсесовские каратели подались и по уши в крови измазались, – ну, так сложились обстоятельства, и в этом их неизбывная трагедия, давайте поплачем. А кто Прагу освободил? Так ясное же дело кто – они, родимые! Большевикам-то было недосуг – то пьянка, то бордель, то застенки «гэбни»…
Знаете, а ведь чехи хоть и думали о своём, но по большому счёту очень точно попали. Вот этот уродливый креатив в виде советского танка, накрытого немецкой каской, и скоротечная унитазная инсталляция на постаменте, с которого был демонтирован памятник маршалу Коневу, – это не только про самих чехов. Это про нас сегодняшних. Это «памятники» нам, нашей идеологической шизофрении, нашему собственному отношению к своей истории. И прежде чем клеймить кого-то возмущёнными заявлениями, стόит сначала подойти к зеркалу, присмотреться и призадуматься – может, скрепы у нас не той системы?