В день республики, 28 мая, президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди, она же вице-президент страны Мехрибан Алиева приняли участие в открытии жилого комплекса «Гобу Парк-3», построенного в Гарадагском районе Баку для вынужденных переселенцев из зоны Нагорно-Карабахского конфликта. Ознакомившись с комплексом, президент Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева встретились с группой беженцев и вынужденных переселенцев, где глава азербайджанского государства, снова высказывался в своем излюбленном репертуаре. Его высказывания в азербайджанском обществе как всегда были восприняты неоднозначно. Конечно же в Азербайджане уже давно слова президента не воспринимаются с такой серьезностью как раньше. Но подконтрольные властям СМИ все равно тиражируют его высказывания, как будто они могут хоть как-то изменить тяжелое положение народа. Общество все равно в большинстве своем с сарказмом или критикой реагирует на его слова. Ильхам Алиев и в этот раз допустил несколько пафосных высказываний, с презрением унизил оппозицию, обвинив их во всех бедах страны, и в этом же контексте не забыл и армянскую сторону наградив их присущими лишь ему высказываниями.
Из года в год, касаясь армяно-азербайджанского конфликта, президент Азербайджана повторяет одни и те же слова, дает беженцам, если последних спустя четверть века можно так назвать, одни и те же обещания. Но на сей раз текст выступления был разбавлен интересным отступлениями, которые конечно же никак не могут положительно повлиять на разрешение одой из главных проблем региона, армяно-азербайджанского конфликта.
Начав выступление с отчета о проделанной работе по строительству жилья для беженцев и вынужденных переселенцев, который ведется в основном под контролем крупнейшей финансовой компании страны «Паша Холдинг» принадлежащей правящей семье, он снова вспомнил об отвоеванных в апрельской войне 2016 года двух тысячах гектарах. Вообще власти в Азербайджане предпочитают оценивать свои воинские завоевания в гектарах, чем в квадратных километрах, как обычно это принято в военных сводках. И это понятно, цифры то более крупные.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так, в ходе своей речи, президент Ильхам Алиев, как всегда пообещав гражданам восстановить территориальную целостность страны, отметил и то, что международное право, военная мощь страны и, в тоже время, экономическое превосходство, конечно же, сыграют основную роль в возвращении контроля над Нагорным Карабахом и окружающими территориями.
«Переговоры ведутся, но сейчас видите, что в мире фактор силы выходит на первый план, и некоторые страны, даже страны с великими демократическими традициями, в некоторых случаях игнорируя международное право, защищают свои интересы. За счет чего? За счет силы. Вот почему армейское строительство всегда на первом плане в моей деятельности в качестве президента» – отметил Ильхам Алиев.
Эти высказывания дают основания полагать, что Ильхам Алиев не собирается что-либо менять в своей политике по Нагорно-Карабахскому конфликту. Более того, странно то, что он введет себя как лидер государства, которое не потерпело поражение в войне, а наоборот одержало победу, и в силу каких-то обстоятельств не может контролировать свои территории. Да, это странная риторика, не соответствующая реальному положению дел. Это также дает нам основания полагать, что он также считает переговоры бесполезным делом, но все-таки использует этот процесс и просто оттягивает время используя этот конфликт для решения внутренних проблем. А пойти на такой риск как возобновление боевых действий он, как видим, не может. И в самом деле эксплуатация Нагорно-Карабахского конфликта дала нынешним властями не мало материальных и политических благ. Всегда есть враг, всегда есть кого обвинять в том, что враг победил, всегда нужно покупать оружие, тратя миллиарды долларов, всегда есть кого обвинить в сотрудничестве с врагом, всегда есть повод не делать то, что давно пора бы сделать.
Выступление, как всегда, не обошлось и без упоминания о достоинствах общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. Вспоминая своего отца в контексте армяно-азербайджанского конфликта, Ильхам Алиев с гордостью ответил, что если бы именно его отец возглавил страну в те годы, то враг не оккупировал бы территории Азербайджана. И тут он вспоминает о годах правления Гейдара Алиева и о том, как армяне стояли по стойке смирно перед его отцом, во время его визита в Нагорный Карабах.
«Я вместе с отцом был в Нагорном Карабахе, в Ханкенди, в Шуше. У меня на глазах армяне стояли по стойке смирно перед Гейдаром Алиевым и приветствовали его. Там проводились дни азербайджанской поэзии. Армяне на азербайджанском языке зачитывали произведения азербайджанских поэтов. Решительность, воля, мужество и мудрость Гейдара Алиева не позволили поднять голову ни одному армянину» – сказал президент Ильхам Алиев.
И это слова главы государства, который ведет переговоры с армянской стороной и вроде бы предлагает самый высокий статус автономии карабахским армянам. Не удовлетворившись этим президент Ильхам Алиев продолжил:
«Армяне и местные предатели писали доносы и анонимные письма, когда Гейдар Алиев работал в Москве. Понятно, что фактор Гейдара Алиева не позволял армянам поднять голову. А здешние предатели, враги азербайджанского народа писали доносы. И нынешние пишут. В то время писали в Политбюро. А эти пишут в страны Запада. Криминальные элементы, которых я называю сегодняшними национальными предателями, ничем не отличаются от доносчиков того времени. И те, и эти искали покровителей в других странах. Основной целью и тех, и этих является власть, причем любой ценой. И именно поэтому наши земли были оккупированы».
Сделав показной, на самом деле, ничего не значащий выпад в адрес Запада, Ильхам Алиев далее поставил армян Нагорного Карабаха в один ряд с предателями, затем поставил оппозицию, которую он обвиняет в предательстве, в один ряд с ненавистными для него армянами.
Таким образом армяне для него доносчики и трусы, которые из страха перед Гейдаром Алиевым стояли перед ним смирно, армяне — это предатели, пишущие доносы, и те, кому не дозволено было в свое время и голову поднять. И именно решительность его отца держала под страхом все армянское население Нагорного Карабаха, да так, что те проводили дни азербайджанской поэзии и на азербайджанском языке зачитывали произведения азербайджанских поэтов. Далее он укорял тогдашнее правительство Азербайджанской ССР, в том, что те просто лизали ноги московских чиновников и ничего не сделали для защиты территориальной целостности республики и дали волю армянам. Мы не будем комментировать все эти выпады в адрес стороны, с которой вот уже 25 лет Алиевы ведут переговоры. Оставим этом на усмотрение читателей.
Затем глава государства открыто обвинил Народный Фронт Азербайджана (НФА) в том, что те специально устроили сдачу Шуши и Лачина, для того чтобы захватить власть в стране. И действующие тогда власти он также обвинил, в том, что не смогли организовать оборону этих районов. Таким образом никто из прошлых азербайджанских властей не спасся от упрека и обвинений. На этом обвинения в адрес НФА не заканчиваются, он открыто обвиняет их в преступлениях и обвиняет в том, что те не смогли защитить страну и после потери очередного района под названием Кельбаджар начали деятельность против национальной армии. И поэтому народ их прогнал и призвал к власти Гейдара Алиева, который стабилизировал ситуацию. Пожалуй, это было самое жесткое обращение в адрес давно избитой, изможденной оппозиции. Складывается такое впечатление, что в Азербайджане власти специально держат оппозицию, чтобы президент страны их постоянно оскорблял и морально унижал.
Но тут Ильхам Алиев предпочел не продолжать экскурс в историю. И наверно правильно сделал, так как самые большие территориальные и людские потери начались как раз после прихода к власти его отца. И именно на эти слова в Азербайджане остро отреагировали оппозиционеры и ветераны войны и вообще люди хорошо помнящие события, связанные с возвращением Гейдара Алиева в 1993 году на пост главы государства.
Азербайджанская оппозиция и вообще общественность припомнила Ильхаму Алиеву все. И то, что он сам во время войны занимался бизнесом в Турции и то, что именно после того, как его отец пришел к власти Азербайджан утерял контроль над шестью районами, которые были под контролем Азербайджана: Агдере (Мардакерт), Агдам, Джабраил, Физули, Кубатлы и Зангелан. При этом стоит отметить, что Агдере (Мардакерт), район входивший в состав Нагорно-Карабахской Автономной Области, был взят под контроль вооруженными силами Азербайджана с июня 1992 года. Поэтому утверждения Ильхама Алиева о бессилии предыдущих властей, мягко говоря, не соответствуют действительности. И именно Гейдар Алиев фактически признал НКР как сторону конфликта, как во время войны в 1993 году, так и во время наступившего в 1994 году перемирия. Это отражено в официальных документах. Сегодня в Азербайджане понимают и озвучивают мысль, что останься тогда Аяз Муталлибов со своей командой у власти, то не было бы таких территориальных потерь, в первую очередь благодаря близким отношениям с Россией. Все в Азербайджане также хорошо знают, что после всех этих переворотов и свержений, сопряженных с потерей Лачина и Шуши, азербайджанская сторона, под командованием полковника Сурета Гусейнова, начав успешное наступление установила контроль над Шаумяновским и Мардакертскими районами. В общей сложности, по данным азербайджанской стороны, кроме районных центров, за несколько месяцев контроль был установлен еще над более чем 200 населенными пунктами (большими и малыми селами, поселками). И все это время 30-летнего Ильхама Алиева никто на фронте не видел. Именно так отвечают критики Ильхама Алиева на его выступление.
Более того, в Азербайджане Гейдара Алиева обвиняют, в том, что тот пошел на сепаратный сговор с армянской стороной в 1993 году в Нахичевани, когда заключил с ними мир, что дало последним возможность перебросить силы в Нагорный Карабах. Никто в Азербайджане не отрицает этого факта и все больше и больше в этой стране обвинения в поражениях сыплются именно в адрес Алиевых.
Еще раз подчеркнем, что мы ничего от себя не говорим, а всего лишь транслируем давно устоявшееся мнение в азербайджанском обществе.
Под конец же своего выступления Ильхам Алиев естественно коснулся и истории создания Азербайджанской Демократической Республики (АДР).
«Сегодня День Республики. Конечно же, Азербайджанская Демократическая Республика является для нас источником гордости…. Однако, в то же время, мы должны знать, что в тот период независимость носила условный характер, — говорил Ильхам Алиев, — Иностранные генералы имели решающий голос в Баку, и Азербайджанская Демократическая Республика должна была согласовывать свои шаги и даже планы в связи с государственными атрибутами».
Да, речь идет о контроле британцев над страной после вывода турецких войск. Тут он вновь затронул тот факт, что нынешний флаг страны навязан иностранцами. Напомним, что в прошлом году, выступая на торжественной церемонии по случаю 100-летия БГУ, президент Ильхам Алиев, позиционируя Азербайджан и Турцию как одно единое целое, целенаправленно высказался и по нынешнему государственному флагу Азербайджана. Тогда он сказал:
«Возьмем Азербайджанскую Демократическую Республику, которая не могла управлять страной. Главы иностранных военных миссий принимали решение. Даже первый государственный флаг, принятый в то время, был заменен иностранным военным миссионером. Руководству независимого государства был выдвинут ультиматум о том, что они обязаны изменить этот флаг, они и изменили его. После этого был принят нынешний трехцветный флаг».
Да, речь идет о том, что почти идентичный турецкому флагу флаг Азербайджана заставил сменить британский генерал Томсон. Далее азербайджанский лидер опять затронул тему Эривани (Иревана).
«Конечно же, мы не должны забывать о том, что одним из первых решений АДР стало решение о передаче Иревана, нашего древнего города, Армении. Это никак не может быть оправдано и это нельзя простить», — сказал Ильхам Алиев.
Тут он также высказал только часть правды. А про другую часть он умалчивает. А умалчивает он тот факт, что передать Иреван для создания Армянской Республики правительство АДР заставила Османская Турция, изгнавшая армян с их исторических территорий, где планировалось воссоздать армянское государство. Османская Турция фактически экспортировала армянскую проблему в сторону Азербайджана, заставила признать Иреван за армянами по Батумскому соглашению от 1918 года, а также включила в свой состав территории, считающиеся в Азербайджане азербайджанскими, а именно Нахичевань, Сурмали и ряд других территорий. Взамен Османская Турция отбивала Баку для столицы новосозданной Азербайджанской Республики, которую де-юре так и не признала, наоборот держала под своим контролем, превратив в сырьевого вассала, и планировала также присоединить к себе, как и всю Среднюю Азию. Ильхам Алиев таким образом предпочитает умалчивать тот факт, что именно братская для них Турция способствовала созданию Армении на территориях, которые он считает азербайджанскими, он также умалчивает тот факт, что независимость свою АДР потеряла при содействии уже другого турецкого лидера, а именно Ататюрка, который поддержал своими офицерами вступление в Азербайджан XI Красной Армии. Вместо этого он говорит только это: «АДР просуществовала всего около двух лет, не смогла сохранить свою независимость. Многие лидеры Азербайджана покинули страну, а независимость была утрачена… Наш трехцветный флаг, спущенный в 1920 году, вновь поднял в Нахичевани Гейдар Алиев». То есть тот самый флаг, который, по словам Ильхама Алиева, был навязан британцами.
Но и тут он не сказал о том, что 19 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР, входящей в состав Азербайджана, приняла постановление о провозглашении независимости автономии и ее выходе из СССР. Этот акт был позже признан недействительным парламентом Азербайджана. Этими процессами за кулисами управлял сам Гейдар Алиев, так как Верховный Совет Нахичеванской АССР возглавлял очень близкий Гейдару Алиеву, позже убитый Афиаддин Джалилов, который тогда был главой Нахичеванского автономного государства. То есть это был фактически первый акт сепаратизма в республике. Нахичеванское автономное государство сделало это раньше, чем Нагорно-Карабахская Республика, которая объявила о своей независимости только 2 сентября 1991 года. И поэтому крайне странным является то, что первые сепаратисты страны, кого-то еще обвиняют в сепаратизме.
Мы провели небольшой экскурс только по одному из выступлений Ильхама Алиева, президента измученной его правлением страны. Все его выступления с начала года, говорят о том, что в стране ничего меняться не будет. Они думают, что будут говорить, что угодно, как угодно и все им будут верить. Порой задашься вопросом, для чего и для кого они говорят? Власти предпочитают держать нынешний губительный для страны политический, идеологический и экономический курс, так как по-другому не умеют и не хотят. И если кто-то и хочет «уронить» Азербайджан, то лучше Ильхама Алиева этого не сделает никто. Остается ждать и наблюдать за закономерными процессами в стране, условная независимость и государственность которой прямо связана с наличием сырья, которое еще как-то можно продать за рубеж. Но и с этим фактором в стране все хуже и хуже. В том, что в ближайшие годы страну ожидают неизбежные перемены, похоже уже мало кто сомневается.