Стали известны некоторые параметры программы государственной поддержки нефтесервисных предприятий. Отрасль, оставшаяся без заказов после сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+, потеряла 50% выручки и нуждается в помощи. В то же время из заявлений официальных лиц видно, что в их поле зрения попадают в основном крупные буровые компании. Небольшие же независимые компании, занимающиеся ремонтом и обслуживанием скважин, проектированием, инжинирингом и т.д., вынуждены выживать самостоятельно.
Материал подготовлен коллективом Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для ИА REX.
В ближайшие два года инвестиции в российский нефтесервисный сектор могут составить порядка 400 млрд рублей, сообщил министр энергетики Александр Новак в интервью Bloomberg. Этому, по словам Новака, будет способствовать создание дополнительных возможностей для кредитования нефтяных компаний, которые смогут направить полученные средства на дополнительный заказ и формирование фонда незаконченных скважин (речь идет о скважинах, пробуренных примерно на 70%).
Ранее о такой возможности в интервью ИРТТЭК говорил директор по развитию НПП «Нефтеотдача» Евгений Колесник. По его словам, в качестве базовой рассматривалась модель банковского финансирования буровых компаний под гарантии недропользователей, которые обязались бы выкупать скважины по мере необходимости. Однако, похоже, было решено остановиться на более простой и безопасной с точки зрения кредитных рисков схеме – предоставлять средства ВИНКам, которые уже сами доведут их до конечных исполнителей.
Также в качестве способа господдержки рассматривался вопрос о включении нефтесервисных компаний, годовая выручка которых превышает 1 млрд рублей, в список системообразующих. Компании из этого списка могут претендовать на льготные кредиты, субсидии на возмещение затрат, отсрочку по уплате налогов и на госгарантии.
Заявленные меры затрагивают лишь небольшую группу крупных игроков, предупреждают эксперты.
«Компании, выручка которых составляет 1 млрд рублей в год, среди нефтесервисных предприятий можно пересчитать по пальцам. Это прежде всего крупные буровые компании. Что касается остальных, которые занимаются капитальным и текущим ремонтом скважин, геофизикой – таких в списке наверняка не будет», – считает глава Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль.
Нетрудно заметить, что кредитная поддержка также направлена в адрес буровиков. Между тем в ближайшее время более востребованными будут услуги другого рода. Выполнение условий сделки ОПЕК+ потребовало вывести из эксплуатации значительную долю фонда скважин на длительный период – вплоть до середины 2022 года. При такой продолжительной остановке требуется консервация объекта, после которой восстановление его работоспособности превращается в сложную технологическую операцию. Чтобы снизить риски, необходимо в период остановки контролировать состояние скважин, корректировать модели месторождений, проводить работы по повышению нефтеотдачи действующих скважин и т.д. Кроме того, в течение действия соглашения имеет смысл максимально эффективно использовать оставшиеся месторождения. Для этого требуются работы по исследованию фонда скважин, мероприятия по улучшению нефтеотдачи, внедрение новых технологий добычи и проч. Отчасти этим могут заняться собственные сервисные подразделения вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Однако кроме них в России действует множество независимых нефтесервисных организаций, занимающих в общей сложности около 10% рынка. Их предложенные меры поддержки оставляют за бортом.