Находкой пернатого динозавра в последние годы мало кого можно удивить — по всему миру то и дело открываются всё новые и новые их формы, от причудливого и чи до пушистого серикорниса и родственного монгольскому велоцираптору динеобеллатора. Однако и на этом великолепном фоне обнаруженная в Бразилии убиражара (Ubirajara jubatus), обладавшая пушистой «гривой» и лентовидными образованиями на плечах, нисколько не теряется. Убиражара не только один из немногочисленных видов пернатых динозавров из Южного полушария (живший на территории суперконтинента Гондваны) — это еще и первое свидетельство наличия сложных покровных структур («гривы» и «лент») у динозавра, не относящегося к манирапторам и не являющегося близкой родней птиц.
Постепенно проступающая в палеонтологической летописи история компсогнатид (Compsognathidae), семейства мелких хищных динозавров-теропод, неразрывно связана с историей изучения перьев. При этом их наличие у собственно компсогнатид было установлено лишь через полтора века после открытия первого представителя этого семейства — компсогната, обитавшего на территории Центральной Европы в конце юрского периода и описанного в 1859 году немецким палеонтологом Иоанном Андреасом Вагнером. Через девять лет выдающийся английский зоолог Томас Гексли, ярый сторонник Чарльза Дарвина и его эволюционной теории, отметил сходство между скелетами компсогната и извлеченного из тех же геологических слоев археоптерикса, использовав это сравнение для объяснения происхождения птиц от рептилий. Именно это замечание Гексли стало первым научным упоминанием сходства динозавров с птицами. А всерьез вопросом о наличии оперения у динозавров ученые занялись лишь в 90-х годах XX века, когда, благодаря находкам китайских палеонтологов, миру была представлена целая плеяда оперенных рептилий мезозойской эры.
Компсогнатид этот интерес тоже не обошел стороной: синозавроптерикс, представитель этого семейства, описанный в 1996 году, был первым нептичьим динозавром (non-avian dinosaur), у которого было обнаружено примитивное оперение (археоптерикс относится к манирапторам, куда включены все современные птицы и их вымершая родня). В 2006 году был описан найденный в Германии юравенатор, на чьем теле «стандартная» чешуя рептилий сочеталась с примитивными нитевидными перьями, а еще через год миру стал известен китайский синокаллиоптерикс, тоже покрытый простым оперением. После этого более десяти лет остатков оперенных компсогнатид не находили. Но в декабре этого года стало известно об убиражаре (Ubirajara jubatus), компсогнатиде поразительной сохранности, обнаруженной в бразильской формации Крато (Crato Formation), отложения которой датируются возрастом 113–115 миллионов лет.
Остатки убиражары — отпечаток и противоотпечаток частично сохранившегося скелета — были обнаружены в меловом карьере на северо-востоке Бразилии (штат Сеара), а в 1995 году их приобрел для своей коллекции Государственный музей естествознания в Карлсруэ, и после получения разрешения на экспорт окаменелость перевезли в Германию. Впрочем, как это часто бывает, долгое время меловая плита с отпечатками убиражары пылилась в архивах музея, и лишь через четверть века научный коллектив во главе с Робертом Смитом из британского Портсмутского университета представил научному сообществу официальное описание этого динозавра. Родовое имя убиражары на языке бразильских индейцев тупи означает «властелин копья», тогда как видовое название — jubatus — можно перевести с латыни как «гривастый» или «гребенчатый». И то, и другое является отсылкой к своеобразной внешности убиражары, придававшей живому динозавру на редкость экстравагантный вид.
Начнем с того, что всё тело этого динозавра было покрыто мягким коротким пухом, длиной от 3 до 18 мм, а вот вдоль спины и хвоста, захватывая также передние конечности, проходила «грива» из более длинных полых перьев, толщиной около 0,3 мм и длиной до 10–11 сантиметров. Благодаря сокращениям кожных мышц динозавр мог топорщить свою «гриву», и именно в таком положении, обусловленном трупным окоченением, эти перья отпечатались на меловой пластине, в которой была обнаружена убиражара. Перья «гривы» были довольно мягкими и не могли обеспечивать защиту от хищников, поэтому предполагается, что она использовалась в основном для демонстраций, зрительно увеличивая размеры животного по аналогии с встопорщившейся шерстью испуганной или рассерженной кошки.
Тем же целям, по-видимому, служили и четыре длинных лентовидных образования на плечах животного, достигавшие в длину 15 сантиметров (BMFIs — broad monofilamentous integuments — на рис. 2). Ранее похожие структуры, хоть и относительно меньших размеров, были обнаружены у некоторых китайских видов динозавров — теризинозаврида бэйпяозавра и процератозаврида ютираннуса. Роберт Смит, глава научного коллектива, описавшего убиражару, предположил, что эти «ленты» состояли из кератина — не слишком тяжелого, относительно гибкого и легко заменяемого материала, который, вдобавок, обходился организму гораздо дешевле костей, а его повреждение не вызывало тяжелых травм. Что примечательно, похожие образования (хотя и состоящие из видоизмененных перьев) — так называемые вымпелы — можно обнаружить и у современных птиц, например у вымпеловой райской птицы, у самцов которой четыре длинных тонких пера крепятся к сгибам крыльев.
Была ли обнаруженная убиражара самцом или самкой — сказать трудно. Исследователи предполагают, что это был самец, причем довольно молодой, не достигший максимальных размеров. Зачем ему в таком случае были нужны такие вычурные средства демонстрации? Возможно, разгадка заключается в том, что у убиражары, как и у некоторых других видов динозавров, способность к размножению наступала раньше, чем животное достигало физической зрелости (см. статьи A. H. Lee, S. Werning, 2008. Sexual maturity in growing dinosaurs does not fit reptilian growth models и A. W. Poust et al., 2020. A new microraptorine theropod from the Jehol Biota and growth in early dromaeosaurids). Также возможно, что «грива» и «ленты» этой компсогнатиды использовались не только во время брачных ритуалов, но и, например, при «бытовых» выяснениях отношений с сородичами.
Помимо перьев, относительно хорошо сохранились и другие детали анатомии «гривастого» динозавра: слой жировоска (трупного жира), перьевые фолликулы в области спины и кератиновые когтевые пластины на пальцах передних конечностей.
Хотя компсогнатиды и не принадлежат к эволюционной линии птиц, они оказались на удивление успешной группой мелких хищных динозавров: представители этого семейства существовали на протяжении без малого пятидесяти миллионов лет, а их остатки были найдены в Европе, Китае и Южной Америке (плюс еще один пока неподтвержденный образец из Новой Зеландии), что подразумевает если не всемирный, то довольно широкий ареал. Размером они не блистали — крупнейшая известная компсогнатида была величиной с индейку, — но при этом были быстроногими и ловкими охотниками на такую же подвижную добычу: в желудке компсогната нашли окаменелости длинноногой ящерицы баваризавра, а один из обнаруженных синокаллиоптериксов перед смертью успел полакомиться как минимум двумя птицами из рода конфуциорнисов! Такой образ жизни, вкупе с мелкими габаритами, предполагает, что компсогнатиды могли поддерживать более или менее постоянную температуру тела, и тогда наличие теплоизолирующего оперения у этих животных более чем предсказуемо. Тем не менее убиражара — первый представитель компсогнатид, у которого оперение дифференцировалось, сформировав удлиненную «гриву» на спине и более короткий покровный слой на остальном теле. Ее обнаружение доказывает, что даже у динозавров, не относящихся к манирапторам, имелись сложные покровные структуры, которые могли использоваться не только для сохранения тепла, но и для социальных взаимодействий.
Источник
Автор: bambukovi