Американские археологи установили, что индейцы пуэбло оказали влияние на разнообразие видов растений в районе национального памятника Медвежьи уши на юго-востоке Юты. На 25 археологических стоянках ученые обнаружили 117 этнографически значимых таксонов растений, часть из которых ранее в дикой природе здесь не произрастала, например, картофель, лапчатка гусиная, волчья ягода и дурман вонючий. Статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Science of the United States of America.
Объединение различных дисциплин помогает выработать новые подходы для ответов на старые вопросы. Исследование вопросов использования человеческих ресурсов, одомашнивания растений и рациона питания основывается на методах археологии, ботаники, экологии, генетики и фотохимии. Дикие растения служили основным источником пищи с древнейших времен. Однако в археологическом материале очень сложно обнаружить собранную или возделанную пищу. Семена, плоды или травы не сохраняются долго, если не попадают в засушливые или очень влажные условия. Необожженные и обуглившиеся семена обычно находят в кухонных горшках, мусорных залежах или пепле. Так, много данных о возделывании зерновых в юго-западной Азии получены благодаря обуглившимся семенам, а больше недожженных остатков находят в сухих пещерах или на заболоченных стоянках.
Приведем несколько примеров таких исследований. Сухие условия пустынь американского Запада сохранили много растительных остатков. Так, в пещере Хоган в Юте в 6400–1200 годах до нашей эры обитатели активно употребляли в пищу семена солероса. На археологическом памятнике в Египте Вади Куббания нашли большую коллекцию обугленных семян, в том числе в детских фекалиях древностью в 17–19 тысяч лет. Так, наиболее распространенным растением, употреблявшимся здесь в пищу, оказались клубни папируса.
Брюс Павлик (Bruce Pavlik) из Университа Юты совместно с коллегами из США с сентября 2017 по сентябрь 2019 года обследовали 25 задокументированных и незадокументированных археологических памятников индейцев пуэбло, находящихся в районе Медвежьи уши на плато Колорадо на юго-востоке штата Юты. Исследователи проверили гипотезу, что крупные археологические памятники должны содержать богатое собрание культурно значимых видов растений.
На обследованных участках ученые обнаружили 117 таксонов растений, имеющих этнографическое значение. Местные популяции полагались на выращивание одомашненных растений, особенно кукурузы, бобов и кабачков. Дикорастущие растения часто давали больше ресурсов, имея важное значение для удовлетворения пищевых, лекарственных и ритуальных потребностей. Их разнообразие и объем заметно варьировались в зависимости от ландшафта. Так, копролиты из заповедника Каньон-де-Шей содержали останки 22 этнографических видов растений, а на стоянке на реке Сан-Хуан – лишь 12.
Ученые предположили, что людям (возможно, женщинам) для обеспечения потомства было выгодно, чтобы относительно редкие растения росли ближе к их жилищам. Так перенесены из далеких диких популяций дикий картофель, лапчатка гусиная, волчья ягода и дурман вонючий. По мнению исследователей, картофель в Медвежьих ушах – это лучший пример увеличения разнообразия этнографически значимых видов растений. Он обнаружен на семи археологических участках, произрастая в небольшом количестве в диких условиях и сегодня.
Ученые пришли к выводу, что прошлое проживание людей увеличило разнообразие видов растений, важных для существования коренных народов. То есть современное разнообразие в Медвежьих ушах отчасти является наследием предков индейцев пуэбло.
Ранее на N + 1 мы уже рассказывали о других интересных открытиях в археологии североамериканских индейцев. Так, костяные «шилья», обнаруженные на юго-востоке США, оказались древними иглами для набивания татуировок, а предков индейцев пуэбло уличили в топлении льда для выживания во время засух.
Михаил Подрезов
Источник
Автор: Алексей Филатов