Международное общество исследований стволовых клеток выпустило обновленную версию этических рекомендаций для экспериментов с клетками и зародышами человека. Многие технологии, включая выращивание человеческих эмбрионов в матке животных, а также клонирование и генетическое редактирование людей, остаются под запретом. Послабления коснулись культивирования эмбрионов in vitro: если раньше считалось недопустимым выращивать их дольше 14 дней развития, то теперь никакой верхней границы нет, а решение оставлено на усмотрение локальных этических комиссий. Новый вариант рекомендаций опубликован на сайте isscr.org.
В последнее время мы часто пишем о новостях из мира эмбриологии и репродуктивных технологий. Мышиные зародыши растут вне организма матери, внутри свиного эмбриона развивается человеческая мышца, человеческие и обезьяньи клетки объединяются в одну химеру, а полноценный эмбрион человека теперь можно получить из одной клетки взрослого организма (об этом наш блог «Здравствуй, гхола!»).
Все эти эксперименты вызывают множество вопросов и сомнений — как технологических, так и этических. Чем дальше развиваются методы эмбриологии, тем выше риск, что ученые смогут случайно причинить боль развивающемуся организму. Поэтому в некоторых странах есть законы, которые регулируют эксперименты над эмбрионами. В других странах законодательных ограничений нет, но каждое исследование должно получить одобрение этического комитета, а он, в свою очередь, опирается на нормативы научного сообщества, которые традиционно формулирует Международного сообщество исследований стволовых клеток (International Stem Society for Stem Cell Research).
До недавнего времени эти нормативы опирались на решение, принятое правительством Великобритании в середине 1980-х годов. Тогда ученые, юристы и биоэтики договорились ограничить эксперименты над зародышами 14-ю днями после оплодотворения (о том, откуда взялась эта дата, мы подробно рассказывали в тексте «14 дней спустя»).
Но с тех пор многое изменилось: не только наши представления о том, как развивается человеческий зародыш и с какого момента он может чувствовать боль, но и технические возможности эмбриологов. Если в 1980-х ученые умели растить зародыши in vitro не дольше первой недели развития, то сейчас появились технологии, которые позволяют культивировать их по меньшей мере две недели (а проверять, что будет дальше, пока запрещено). Поэтому многие исследователи предложили обновить договоренность и передвинуть граничный срок для выращивания эмбрионов. И ISSCR выпустило новую версию рекомендаций.
Весь спектр возможных манипуляций с человеческими зародышами и их производными ISSCR предлагает делить на три категории. В первую входят эксперименты, которые не требуют специального одобрения этических и научных комитетов. Это работа с отдельными стволовыми клетками, в том числе предшественниками половых клеток, а также органоидами. Даже органоиды нервной системы эксперты сочли безопасными — по их мнению, пока нет аргументов в пользу того, что клеточная модель мозга может чувствовать боль и тем более осознавать себя. В той же категории оказались модели частей эмбрионов, собранные из стволовых клеток, а также химерные зародыши (из человека и других животных) — при условии, что их держат в культуре in vitro и не подсаживают в матку животного.
Во вторую категорию попали эксперименты, которые требуют одобрения специальной комиссии из ученых, биоэтиков, юристов и представителей общественности — она должна оценить научную обоснованность и этическую приемлемость исследования. Такое одобрение, согласно новым рекомендациям, понадобится, среди прочего, для:
- Создания и выращивания человеческих эмбрионов in vitro в исследовательских целях;
- Генетической модификации эмбрионов или половых клеток;
- Пересадки клеток человека в зародыш животного, который потом вынашивается в матке животного;
- Создания полноценных моделей эмбрионов;
- Подсаживания в человеческую матку зародыша после митохондриального переноса (о нем мы подробно писали в тексте «Терапия зла»).
В третью категорию эксперты ISSCR отнесли эксперименты, которые они бы запретили. Некоторые из них они, впрочем, готовы разрешить впоследствии — когда и если будет доказано, что это безопасно: это использование половых клеток, полученных из стволовых, для создания эмбрионов и редактирование ядерного и митохондриального генома зародышей (которые потом вырастут в детей). Другие же исследования эксперты сочли неоправданными с научной точки зрения и этически сомнительными. В этот запретный список вошли:
- Выращивание химерных эмбрионов в матке человека или обезьяны;
- Выращивание химер, производящих половые клетки человека;
- Подсаживание модельных эмбрионов человека в матку человека;
- Подсаживание любых эмбрионов человека в матку животного;
- Клонирование человека (за исключением терапевтического — выращивания отдельных органов и тканей).
Таким образом, вместо того, чтобы передвинуть границу с 14 дня развития, международное научное сообщество ее фактически отменило. Теперь решать, с какого момента эмбрион стоит считать достаточно чувствительным и человекоподобным, чтобы запретить с ним экспериментировать, придется экспертам на местах.
О том, что думает научное сообщество о генетическом редактировании зародышей, мы рассказывали в материале «В будущее возьмут не всех». А о том, что происходит с аналогичными экспериментами в России, читайте в блоге «Редактура продолжается».
От редактора
После выпуска мы поменяли заголовок, уточнив формулировку.
Полина Лосева
Источник
Автор: Андрей Зверев