Польские археологи исследовали инвентарь из коллективного захоронения лужицкой культуры XII–X веков до нашей эры. Они обнаружили у местных жителей связь между литьем бронзы и погребальным обрядом, включавшим кремацию умерших и, вероятно, ритуальное жертвоприношение детей. Использование огня при выплавке металла позволяло придать изделию «вечную» форму, по этой аналогии тела умерших могли подготавливаться к вечной загробной жизни. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.
На территории современных Германии, Чехии, Польши, Белоруссии и Украины в эпоху позднего бронзового и раннего железного веков (XII–IV века до нашей эры) получила распространение лужицкая археологическая культура, которая рядом исследователей ассоциируется с протославянами. В настоящее время известны многочисленные бескурганные могильники этой культуры, нередко насчитывающие несколько сотен захоронений.
Для лужицкой культуры характерна кремация умерших. Несгоревшие кости помещались в керамические урны, которые сверху накрывались обломками керамики или камнями. Погребальный инвентарь нередко включал различные сосуды, украшения и мелкие бытовые предметы.
Лукаш Ковальский (Lukasz Kowalski) совместно с 14 коллегами из Университета Николая Коперника исследовал погребальный инвентарь, извлеченный из коллективного захоронения на лужицком могильнике в Вартославе. Эту могилу размером 140 × 104 × 45 сантиметров обнаружили в 2009 году сотрудники Археологического музея Познани. В ней находилось более 70 керамических сосудов, в том числе 12 погребальных урн, содержащих прах 8–12 людей, в том числе не менее четырех детей. Кроме того, в могиле нашли три бронзовых подставки для урн, каменную литейную форму, 33 небольших каменных орудия и ряд металлических и стеклянных предметов и заготовок. Радиоуглеродная датировка отнесла захоронение к 1100–950/900 годам до нашей эры.
Археологи считают, что люди, чей прах обнаружен в коллективном захоронении, могли быть членами группы, связанной с производством металла, его обработкой. Погребальный инвентарь указывает на групповую солидарность, демонстрируя, что оба пола разных возрастов (взрослые и дети) были похоронены с металлическими предметами. Ученые предполагают, что нахождение в могиле останков детей может быть свидетельством того, что их использовали в качестве ритуальных жертв.
Наличие в погребении забитой оловом литейной формы, по мнению ученых, весьма примечательно. В архаичных обществах не существовало личных юридических прав на владение каким-либо имуществом. Однако люди могли верить, что между конкретным предметом и человеком проходила магическая связь. Непригодный для работы («мертвый») инвентарь мог помещаться в могилу из страха быть «зараженным» прикосновением умершего.
Ученые пришли к выводу, что у представителей местной культуры существовала система верований, согласно которой люди ассоциировались с металлом, проводя параллель между литьем бронзы и погребальным обрядом. Сущность металла остается неизменной благодаря обработке, особенно на стадиях выплавки и легирования. Аналогично успешная подготовка мертвого тела к загробной жизни должна включать стадию кремации.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних коллективных захоронений. Так, итальянские археологи обнаружили широко использовавшуюся практику коллективных захоронений на могильнике Доглаури куро-араксской культуры раннего бронзового века, а на стоянке Кокен близ города Семей ученые нашли останки людей в возрасте от 4 до 50 лет в семи могилах позднего бронзового века.
Михаил Подрезов
Источник
Автор: Алексей Филатов