Постановление ГОКО 1941с от 29 июня 1942 г.»Об общем плане погрузки народнохозяйственных и воинских грузов на июль 1942г.»
«Установить план погрузки по железнодорожному транспорту на июль 1942 г. в размере 53,5 тыс.вагонов в сутки, в том числе народнохозяйственных 42,5 тыс. вагонов и воинских оперативных и военно-снабженческих 11 тыс. вагонов в сутки».
«В июне общая погрузка составила за 26 дней 50,5 тыс. вагонов, в том числе народнохозяйственных 39 тыс. вагонов и воинских оперативных и военно-снабженческих 11,5 тыс. вагонов в сутки».
Постановление ГОКО 1946 от 1 июля 1942 г.»Об усилении выгрузки грузов на железных дорогах»
Новая кампания по сокращению погрузки 4, 5 и 6 июля.
Постановление ГОКО 1948 от 3 июля 1942 г. «Об ответственности железнодорожных служащих за сохранность перевозимых по железным дорогам народнохозяйственных грузов в военное время»
У Сталина один рецепт на все случаи жизни.
Но некоторые цифры процитирую.
«Так, в феврале месяце с.г. было арестовано за хищением грузов 1 151 чел. железнодорожников, в марте – 1.047, а в апреле – 719, что составляет 36% к общему числу арестованных за хищения грузов на железнодорожном транспорте».
Постановление ГОКО 2080с от 23 июля 1942 г.
«1. Признать неправильны и вредным для нормального движения транзитных поездов организацию на главных линиях железных дорог излишнего количестве специальных вертушек для перевозки грузов.
Обязать НКПС в декадный срок внести не рассмотрение Транспортного комитета предложения о количестве вертушек, которые можно сохранить без ущерба для нормального движения поездов.
2. Установить, что поезда-вертушки могут организовываться только по специальному решению Транспортного Комитетов при ГОКО.
3. Обязать наркоматы все сверхплановые перевозки, вытекающие из заданий Государственного Комитета Обороны или Совета Народных Комиссаров, а также и вопросы, связанные с экстренной погрузкой и доставкой тех или иных грузов, вносить на рассмотрение и утверждение Транспортного комитета при ГОКО.
4. В связи с введением нормального графика движения поседев на железных дорогах запретить записывать в постановлениях о приравнении народно-хозяйственных грузов к воинским».
Записка к проекту поясняет ситуацию.
«Зa последнее время ряд наркоматов и ведомств не включают в государственный план перевозок часть своих грузов, а стараются создать для этой цели специальные, постоянно действующие поезда-вертушки.
На 1/VI-1942 г. на дорогах работает свыше 600 вертушек, занятых перевозкой разных грузов, в том числе и таких, как: уголь, лес, кокс, строительные материалы к другие, которые, безусловно, должны включаться в государственный план перевозок. В этих вертушках занято свыше 16 000 вагонов рабочего парка железных дорог.
Перевозка груза вертушками может быть целесообразна лишь в отдельных случаях, в зависимости от условий работы дороги и тогда, когда вертушки работают на малозанятых боковых линиях и не выходят на главные магистрали.
В большинстве случаев поезда-вертушки осложняют работу, они режут пропускную способность на главная магистралях, мешают пропуску основных транзитных поездов, затрудняют узлов и вызывают ненужный порожний пробег вагонов. Вертушки, как правило, ходят в составе 20 — 30 вагонов, а часто и меньше, вместо полновесных поездов по установленным для данного участка весовым нормам, что также снимает пропускную способность. Кроме того, массовая организация вертушек приводит к тому, что наркоматы снимают с себя необходимость своевременного планирования перевозок грузов и проводят перевозки вертушками сверх устанавливаемого для дорог плана перевозок, нарушая этим плановую дисциплину.
Возможность организации вертушек на том или ином участке должна решаться в каждой отдельном случае в зависимости от объема перевозок, пунктов где будет обращаться вертушка и от наличия пропускной способности участка.
Приостановить организацию вертушек НКПС сам не вправе, так как создание их производится на основе решений Совнаркома или Государственного Комитета Обороны».
Постановление ГОКО 2083с от 23 июля 1942 г. «Об обеспечении железных дорог дровами во втором полугодии 1942 года»
Вторая кампания по заготовке дров, теперь осенняя.
Постановление ГОКО 2084с от 24 июля 1942 г. «Об улучшении состояния и работы вагонного парка железных дорог в 1942 году»
«Государственный Комитет Обороны отмечает, что за период войны техническое состояние вагонного парка ухудшилось, на сети железных дорог имеется неисправных, поврежденных в связи с военными действиями и просроченных периодическим ремонтом 35 000 вагонов, из них 3 000 крытых вагонов без крыш и часть платформ имеют поломанные борта. Часть пассажирских вагонов по своему санитарному содержанию запущены, неисправны уборные, отопление, освещение и остекление.
Это произошло в результате того, что начальниками вагоноремонтных пунктов, депо, вагонных участков, служб и начальниками дорог было ослаблено внимание к содержанию вагонов в эксплуатации и их ремонту.
Обслуживание вагонов товарного парка в пути следования поездными вагонными мастерами и в пунктах технического осмотра и ремонта со стороны станционных ремонтных бригад поставлено неудовлетворительно. Полностью не производилось всего объема ремонтных работ, который требовался состоянием вагонов.
Охрана пассажирских вагонов при нахождении в межпоездном положении организована плохо, некоторые вагона отправлялись в рейс без проводников и все это приводило к расхищению и порче их внутреннего оборудования и к грубому нарушению правы санитарного содержания пассажирских вагонов.
Неудовлетворительно работали заводы по ремонту вагонов, которые план ремонта вагонов и изготовление вагонных запасных частей систематически не выполняли».
Некоторые из предложенных мер. Ремонт не по сроку, а по фактическому состоянию.
«Разрешить НКПС на время войны изменять в каждом отдельном случае сроки постановки вагона в ремонт, в зависимости от его фактического состояния определяемому осмотром технических комиссий, по решению которых с утверждения управления вагонного хозяйства НКПС вместо капитального ремонта по сроку может производиться средний ремонт, а вместо среднего ремонта – годовой осмотр».
Постановление ГОКО № 2089с от 24.07.1942 г. «О восстановлении производства вагонов типа НКПС на заводах Наркомсредмаша и НКПС»
Такие же громадные (27 500 шт. в год), нереализованные планы, как и в случае с паровозами. По факту в 1942 г. было выпущено 147 вагонов, в 1943 г. – 108, а в 1944 г. – 13 вагонов.
Постановление ГОКО № 2095сс от 25 июля 1942 г. «О производстве бронепоездов во 2 полугодии 1942 г.»
Сам запретил (2080с от 23 июля 1942 г.), сам подписал.
«Обязать Наркомат Путей Сообщения т. Хрулева обеспечить перевозку бронедеталей, материалов, оборудования и вооружения, необходимых для производства бронепоездов во II полугодии 1942 года, наравне с воинскими грузами».
Постановление ГОКО 2100сс от 26 июля 1942 г.
Противоречит постановлению ГОКО 1765с от 18 мая 1942 г.
Постановление ГОКО 2127с от 29 июля 1942 г. Об усилении пропускной способности Ашхабадской, Ташкентской, Оренбургской и Туркестано-Сибирской ж.д.
«В связи с необходимостью увеличения в кратчайший срок пропускной способности Ашхабадской ж.д. до 32 пар поездов и соответственно пропуска их по Ташкентской, Оренбургской и Туркестано-Сибирской…»
Постановление ГОКО 2130сс от 1 августа 1942 г.
«Установить план погрузки по железнодорожному транспорту на август 1942 года в размере 50 тыс.вагонов в сутки, в том числе народнохозяйственных 39 тыс. вагонов и воинских оперативных и военно-снабженческих 11 тыс.вагонов в сутки».
«В июле общая погрузка составила за 28 дней 45 тыс. вагонов, в том числе народнохозяйственных 36 тыс. вагонов и воинских оперативных и военно-снабженческих 10 тыс. вагонов в сутки».
Постановление ГОКО 2172с от 14 августа 1942 г. «Об усилении погрузки угля железным дорогам в августе месяце 1942 г.»
Пример, как предыдущее не было выполнено и потребовалось новое.
Плюс любопытный пункт.
«Прокурору Союза ССР т. Бочкову установить преимущественно контроль за выполнением постановления Государственного комитета Обороны от 21.V1-1942 г. за № 1921 и настоящего постановления, особенно в части первоочередной отгрузки угля для железных дорог впереди всех потребителей без исключения и обеспечения погрузки порожняком».
А состояние с выполнением следующее.
«Положение с углем на железных дорогах исключительно тяжелое.
В июле план выполнен на 77,5%, а за 10 дней августа на 65,7%.
Эксплуатационное наличие угля на дорогах незначительное, а план накопления запасов угля к зиме выполнен только на 41,7%».
Постановление ГОКО 2207с от 23 августа 1942 г. «О подготовке и проведении снегоборьбы на железнодорожном транспорте в зиму 1942-1943гг.»
«Практика борьба со снежными заносами на железных дорогах в прошлые годы показала, что на отдельных дорогах из-за неорганизованности и несвоевременного представления краевыми и областными организациями необходимого количества :рабочей силы и гужевого транспорта на снегоборьбу, имели место случаи перебоев в движении поездов, а в ряде случаев и полной остановки движения.
5. Лиц уклоняющихся от работ по снегоборьбе на железных дорогах привлекать к уголовной ответственности».
Постановление ГОКО 2208с от 23 августа 1942 г.
«1. Обязать НКПС, в целях освобождения дороги имени Л.М. Кагановича от избытка груженых вагонов, сократить сроком на 10 дней погрузку грузов внутри дороги в количестве 1050 вагонов в сутки по следующим грузам: дрова – 230 ваг., металлолом – 75 ваг., строительных – 270 ваг., лесных – 350 ваг., промсырья – 50 ваг. и прочих грузов – 75 вагонов…
4. Обязать НKПC запретить погрузку всех грузов на сети железных дорог 30 и 31 августа, кроме Ашхабадской по Красноводскому порту, внутренних перевозок дорог Дальнего Востока и дорог Кавказа, а также за исключением воинских, налива и угля для железных дорог, в соответствии с постановлением ГОКО № 2172с от 14.VIII-1942 г.
5. Считать в августе и сентябре месяцах выгрузку особо важной государственной задачей в деле освобождения дорог от скопления груженых вагонов и в целях создания необходимой маневроспособности в работе дорог перед вступлением их в период осенне-зимних перевозок».
Пояснение.
«В связи с громадными потоками на дорогу имени Л.М.Кагановича как с Востока, так и с Запада, на последней создалось исключительно тяжелое положение с продвижением поездов.
На 1-е июля на этой дороге находилось 36 700 груженых вагонов, а к 13.VIII наличие груженых вагонов возросло до 39 000, из которых 16 000 вагонов следует в Тагильский узел.
По причине ослабленного приема дорогой имени Л.М.Кагановича затруднения перенеслись на Южно-Уральскую, Омскую и Томскую дороги, на которых для дороги имени Л.М.Кагановича имеется 28 000 груженых вагонов».
Постановление ГОКО 2227сс от 30 августа 1942 г.
«Установить план погрузки по железнодорожному транспорту на сентябрь 1942 года в размере 48 тыс.вагонов в сутки, в том числе народнохозяйственных 38 тыс. вагонов и воинских оперативных и военно-снабженческих 10 тыс.вагонов в сутки».
«В августе общая погрузка составила за 26 дней 44,4 тыс. вагонов, в том числе народнохозяйственных 34,5 тыс. вагонов и воинских оперативных и военно-снабженческих 9,9 тыс. вагонов в сутки».