Академики рассказали о своей поездке в США
Космос, климат и здоровье. Это сферы, которые особенно интересуют сегодня Россию и США, и которые изменят жизнь ученых по обе стороны океана уже в этом году. На прошлой неделе на тему будущего сотрудничества конструктивно пообщались главы двух академий в Вашингтоне — президент РАН Александр Сергеев и глава Национальной академии наук США Марша Макнатт, они же подписали соответствующее соглашение. Во вторник президент РАН и сопровождавший его в поездке вице-президент РАН Юрий Балега рассказали о подробностях зарубежной поездки.
Несмотря на высокий градус политических споров с США, наша делегация, по словам Сергеева, была принята очень тепло, как будто и не было никаких разногласий в последние годы. Разве что россияне отметили повышение цен в местном общепите и разбитые дороги американской столицы. «Мы говорили нашим коллегам из Национальной академии наук, что мэр нашей столицы Собянин не потерпел бы таких дорог в Москве», — вспомнил с улыбкой Александр Михайлович. Но, безусловно, не инспекция дорог была целью наших ученых, а высокий уровень американской науки, желание перенять лучшее и договориться о совместных проектах.
Поездка удалась не с первой попытки, — из-за технических проблем с получением виз выехали на несколько месяцев позже. Ходили слухи, что американцы настроены враждебно, ничего не хотят подписывать. Оказалось, опасения были напрасны. Американцы хотят продолжать сотрудничество и обеими руками — за переподписание соглашения вместо предыдущего, срок которого закончился в 2018 году.
— Мы понимали сложность взаимоотношений наших стран, и потому обсуждали наиболее приемлемые формы для сотрудничества, — говорит Александр Сергеев.- К примеру, ни один крупный научный проект в США не принимается к финансированию, если не пройдет экспертизу НАН. Нам такой подход очень понравился, это очень правильно. К тому же в их академии существует система так называемых форсайтов — с определенной периодичностью академики готовят видение в различных областях науки на 5-10 лет вперед. Например, есть программа «Астро-2020». Это о том, что академия наук видит смысл развивать в области астрономии и астрофизики на ближайшие пять лет. Они идут со своим видением в правительство, в конгресс США, и те потом принимают решение о финансировании в той или иной области знаний.
Российские визитеры решили перенять эту хорошую форму сотрудничества науки и власти. Мало того, договорились готовить такие видения совместно с американскими коллегами и выходить с ними к правительству.
Президент РАН предложил американцам создать рабочие группы по мозговым штурмам в разных областях науки. Собираться на неделю-две в России и активно обсуждать, анализировать текущую ситуацию, делать соответствующие прогнозы и задавать направления, в которых ученым двух стран следует двигаться дальше.
Одной из самых запоминающихся встреч была в NASA. Активно обсуждали освоение планет, в частности Луны, Марса и Венеры. Венере уделили особое внимание, несмотря на на то, что она исключена из российской Федеральной космической программы- 2025.
— Венера — это вообще наша планета, — говорит Александр Сергеев. — СССР освоил ее первым. И просто так говорить: давайте отбросим Венеру, нельзя. Это сложная планета, посадочные аппараты живут на ней всего лишь несколько часов, но сейчас появились технологии, которые позволят увеличить срок их работы. У нас с американцами был совместный эскизный проект, который должен был ответить на вопрос: можно ли там организовать навигацию, посчитать, насколько реальна будущая миссия?
Мы на него ответили, и сейчас важно не положить работу в стол, а продолжить ее. Мы предполагаем, что будет разработана станция для работы на поверхности Венеры (она будет «жить» там до 12 часов). Она выбросит зонды, которые живут дольше и передают информацию о состоянии станции. Также будет создан орбитальный модуль и интересный объект-планер для полетов в атмосфере Венеры.
— Чем интересна нам Венера? — подключается к разговору академик Юрий Балега. — Она очень похожа на нашу Землю и, возможно, прошла историю, которая ждет нашу планету. Парниковый эффект там страшный, давление и температура — высокие. Мы знаем, что разогрев произошел в короткое время. Может, там раньше была такая же благоприятная для жизни среда, как у нас? Это следовало бы узнать.
— Сейчас во всем мире громко заявлена тема лунной гонки, — продолжает Юрий Балега. — Только на мой взгляд, мы поздновато к ней подключаемся, по многим вопросам нам придется догонять шагнувшие далеко вперед страны. Одной из тем разговора с американцами на этот счет стали возможности создания Россией своего тяжелого носителя, — иметь одну транспортную систему всегда очень рискованно. Следующий момент: нам было бы выгодно совместно освоить лунную навигацию и управления. Наши и их спутники должны быть созданы по единой системе, чтобы не мешать друг другу.
Однако академик заметил, что Россия, несмотря на готовность сотрудничать с американцами, не собирается быть для них исключительно извозчиком, слепо следующим за ее программой: у нас должна быть своя национальная программа освоения Луны.
Обсуждали в США и Арктику, в частности, изменение климата, влияющее на этот регион.
— Вопросы, связанные с климатом, интересны с социальной и экономической точек зрения, — сказал Сергеев. — Например, водоснабжение обширных территорий зависит от рек, которые питают жизнью половину человечества. Так вот имеет большое значения состояние ледников и направление их вод.
В области медицины интересный разговор состоялся с представителями НАН США по поводу лечения нейродегенеративных заболеваний, диагностики онкозаболеваний мозга. Речь шла о новых методах, которые позволят продвинуться в этой сфере и нам, и американцам. В частности проводить компьютерную томографию с помощью очень малых доз облучения, но с высокой разрешающей способностью.
Источник
Автор: Брайн Смит