Когда в Якутии единственный праздник ысыах стал туристическим ивентом, еще ладно — как-никак промо культуры, какие никакие деньги…, сообщает ТГ-канал «Якутия 2100».
Но когда появились алгысчыты ( благословляющие) с тарифами на услуги, певцы определенного склада в мехах и блестках, вчерашняя втора варганного дуэта Ольга Уутай в волчьих мехах, объявившая себя удаганкой (женский вариант шамана), шоумен Эдичка Якут отрежиссировал выборы, в ватсапах и форумах появился феномен Грудинина — то шаман Александр Габышев должен был появиться.
Его родил коллективный разум якутского интернета, страдающий периодическими заболеваниями массовых истерик с стори типа Антона Добряка, девушки с бровями, заработками бизнесменов, автомобилями политиков, ориентацией звезд шоу-биза.
Правда, играя в политику, недолго и заиграться, превратиться в сиюминутную игрушку совершенно далеких от Якутии и Бурятии сил, что мы и увидели.
А самое плохое в этой истории то, что о шаманизме как историко-культурном явлении, объекте изучения традиционных верований придется стыдливо умалчивать — ведь это на глазах стало мемом, типа небезобидных анекдотов о чукчах, на долгие годы сформирововавшие понятие о народе среди 80% населения страны.
И с этим придется сталкиваться юным либеральным горожанам из Якутска, каждую осень улетающих в Питер стаями в надежде на европейскость: «Э, ты чо, шаман? Сюда иди,на!»)
Но что есть, то есть — росбум на шамана вызвал рост количества и подписки некоторых якутских телеграм-каналов в поствыборный период, когда просто охаивать региональную власть перестало быть интересным.
Мы не удивимся, если скоро появится анонимный канал самого Габышева, восхваляющий мудрость некоторых якутских политиков и привычно ищущий подвохи в действиях власти.
Якутский телеграм, как и все новые заведения в Якутске, начинает киснуть и походить на старый форум Комуза на медиапортале Якт.