Доля доходов российского банковского сектора от работы с розницей составляет около 45%, или 2 трлн рублей за первое полугодие 2019 года, пишут «Ведомости» со ссылкой на расчеты McKinsey. Это больше, чем в 2017–2018 гг. (40 и 43%), но заметно ниже, чем в развитых странах (США, Япония, Германия) и многих развивающихся, например Бразилии, где этот показатель составляет более 60%, сообщает ТГ-канал «Ясно Понятно».
А доход?
При этом средний доход российских банков от кредитов достаточно низкий – 410 долларов на человека против 850 долларов на развитых рынках. Однако по объему и доходам от беззалогового кредитования Россия находится на одном уровне с развитыми рынками, а иногда и обгоняет их.
Банки привыкли зарабатывать на кредитах, приучив клиентов к низким комиссиям: средний россиянин платит банкам около 170 долларов комиссий в год, тогда как, например, в Бразилии –580 долларов, говорится в обзоре McKinsey. Фактически бизнес-модель банков заточена под кредитование со значимым перекосом на его высокомаржинальные виды, говорят эксперты. А это первый признак «кредитной иглы»
Что дальше?
Снижение ключевой ставки ЦБ на 2–3 п. п. может за 2–3 года сократить чистую процентную маржу банковского сектора в 1,5–2 раза, полагают аналитики.
Чтобы поддерживать маржу в будущем, банки могут повысить, например, комиссии. Возможно, в России, как и в целом ряде стран, розничным клиентам придется платить за наличие счета в банке либо напрямую, либо через поддержание минимального остатка на счете.
Также будут появляться все более сложные инвестиционные продукты с неочевидным для клиента ценообразованием.