Галки создают пары на всю жизнь. Тем не менее, во время насиживания кладок самки эти птиц иногда сталкиваются с навязчивым вниманием со стороны чужаков-самцов, которые хотят с ними спариться. Обычно самкам удается дать отпор незваным ухажерам, однако такие инциденты вызывают у них сильный стресс. При этом пострадавшим женским особям не приходится рассчитывать на сочувствие со стороны своих партнеров: вернувшись в гнездо с кормом и обнаружив спутницу встревоженной, самец не станет ее утешать. Напротив, как обнаружили орнитологи из Великобритании, он будет вести себя с ней более отстраненно и сократит количество визитов в гнездо. Статья опубликована в Royal Society Open Science.
Люди часто стараются утешить друзей и родственников, которые болеют или просто чем-то огорчены. Согласно ряду наблюдений и экспериментов, похожим образом ведут себя и другие социальные животные, например, приматы, псовые, врановые и даже полевки Microtus ochrogaster. Предполагается, что подобные попытки облегчить страдания сородичей могут служить для укрепления связей внутри групп.
Некоторые специалисты, впрочем, сомневаются, что животные, за исключением человека, действительно утешают друг друга. Дело в том, что в большинстве экспериментов, посвященных этому вопросу, ученые наблюдают за поведением особи, которая видит и слышит, как ее сородич подвергается стрессу или вступает в конфликт с другими членами группы. В результате особь сама испытывает тревогу, так что ее поведение, может быть попыткой успокоиться или избежать перенаправленной агрессии, а не утешить пострадавшего собрата. Кроме того, утешение обычно изучают на содержащихся в неволе или полувольных популяциях, а не на диких животных, что также накладывает определенные ограничения на выводы подобных исследований.
Команда орнитологов во главе с Ребеккой Хупер (Rebecca Hooper) из Эксетерского университета решила выяснить, утешают ли друг друга галки (Corvus monedula). У этих врановых птиц пары образуются на всю жизнь, причем партнеры проводят много времени друг с другом. В 2019 году ученые провели эксперимент с дикими галками, поселившимися в гнездовых ящиках на двух участках в английском графстве Корнуолл. В общей сложности в исследовании приняли участие тридцать пар, члены которых были помечены индивидуальными цветными кольцами.
В каждом ящике Хупер с коллегами разместили видеокамеру и динамик. Примерно через десять дней после откладки последнего яйца, когда самки сидели на гнездах и почти все время проводили внутри ящиков, а самцы регулярно приносили им корм, каждую пару подвергли одинаковому испытанию. В момент, когда женская особь насиживала кладку, а ее партнер отсутствовал, ученые проигрывали через динамик звуки галочьих шагов по крыше ящика и голос незнакомого самца. Этот стимул должен был имитировать приближение чужака, намеренного силой спариться с самкой. Подобные домогательства время от времени происходят в дикой природе — и самки отвечают на них крайне агрессивно. Исследователи предположили, что имитация такой ситуации вызовет у женской особи достаточный уровень стресса, а вернувшийся самец заметит это и попытается утешить партнершу. Чтобы проверить данную идею, поведение галок фиксировали на видео в течение полутора часов до и после стрессового воздействия. Кроме того, в анализ включили данные о реакции галок на шесть реальных случаев домогательства чужаков, которые произошли на тех же участках в 2014, 2015 и 2018 годах.
Хупер и ее соавторы обнаружили, что при реальных домогательствах чужаков галки-самки не успевали выбраться из гнездового ящика, а услышав имитацию звуков приближающегося незнакомца, сразу же покидали гнездо и возвращались лишь примерно через семь минут — и еще какое-то время были настороже. Вопреки ожиданиям исследователей, галки-самцы, которые возвращались к гнезду через какое-то время после инцидента, не пытались утешить встревоженных партнерш — как в случае реальных домогательств, так и в случае их имитации. Тем не менее самцы явно замечали у самок признаки стресса и меняли собственное поведение в ответ. В течение полутора часов после стрессового события они реже контактировали с партнершами с помощью звуков и физически (например, не так часто участвовали во взаимной чистке перьев), а также сокращали число визитов к гнезду. При этом, впрочем, самцы продолжали исправно снабжать самок кормом.
Исследователи также проанализировали поведение самок до и после стрессового события. Оказалось, что встревоженные самки меньше общаются с партнерами с помощью звуков, но при этом чаще выпрашивают корм. Судя по всему, именно на подобные мелкие изменения в поведении и реагируют мужские особи (хотя, возможно, что на самом деле самки начинают вести себя иначе в ответ на холодность самцов).
С человеческой точки зрения поведение галок-самцов при виде самки, испытавшей стресс, кажется странным и нелогичным. Учитывая, как важны для этих птиц брачные узы, мужским особям следовало бы поддерживать партнерш в трудной ситуации, а не отдаляться от них. Однако Хупер и ее соавторы отмечают, что в дикой природе животные должны заботиться в первую очередь о себе. Заметив признаки стресса у самки, самец галки заподозрит присутствие опасности внутри гнездового ящика или рядом с ним и будет стараться вести себя осторожнее и меньше времени проводить в гнезде (но при этом будет приносить столько же корма, сколько и прежде, чтобы не рисковать своим репродуктивным успехом). Такое поведение можно рассматривать как форму самозащиты.
В отличие от других специалистов, работавших с врановыми в неволе, Хупер и ее коллеги не обнаружили признаков утешения среди галок. Возможно, более тщательные исследования позволят выявить их — однако велика вероятность, что дикие галки не практикуют подобную форму поведения. Это заставляет с осторожностью относиться к более ранним работам, посвященным сочувствию у животных: возможно, их авторы трактовали результаты наблюдений, исходя из антропоморфных установок.
Ранее мы рассказывали о необычном эксперименте, который орнитологи провели с другими врановыми — сойками (Garrulus glandarius). Исследователи продемонстрировали птицам три классических фокуса. Сбить соек с толку удалось лишь путем быстрого переброса предмета из руки в руку, в то время как две иллюзии, основанные на обмане ожиданий, на них не сработали. Авторы отмечают, что, хотя сойки и используют уловки, похожие на трюки иллюзионистов, когда делают тайники с кормом в присутствии сородичей, человеческие фокусы имеют слишком мало общего с ситуациями, в которых эти птицы оказываются в дикой природе.
Сергей Коленов
Источник
Автор: Андрей Зверев