Постановление ГОКО 2263с от 7 сентября 1942 г. «Об организации колонн паровозов особого резерва НКПС»
Важное решение, текст документа целиком. Стоит обратить внимание на то формально преимущественное положение в финансировании и снабжении, которое сложилось у служащих в ОРКП.
«В целях создания мобильного резерва паровозов для выполнения специальных перевозок к фронту и для ликвидации зимних затруднений В продвижении поездов на наиболее грузонапряженных дорогах тыла Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Обязать Народный Комиссариат Путей Сообщения организовать на прифронтовых и тыловых дорогах сети 30 колонн турных паровозов особого резерва НКПС в количестве 630 паровозов, с прикрепленными паровозными, кондукторскими бригадами, вагонными мастерами, ремонтными бригадами, командным и обслуживающим штатом работников в количестве 10 300 человек.
2. Перевести весь личный состав колонн паровозов особого резерва в количестве 10 300 человек на положение состоящих в рядах Краснов Армии, с распространением на них действия дисциплинарного Устава Красной Армии, Устава внутренних служб и статей Уголовного Кодекса РСФСР о воинских преступлениях.
3. Сохранить для всех работников колонн паровозов особого резерва существующую систему оплаты труда и распространить на них все льготы по налогам и пенсиям, которыми пользуется военнослужащие и их семьи.
4. Комплектование личного состава колоны производясь преимущественно за счет эвакуированных паровозов и железнодорожников.
5. Поручить тов. Микояну рассмотреть и утвердить порядок продовольственного и вещевого снабжения личного состава паровозных колонн.
6. Разрешить НКПС первоначальные затраты на организацию колонн, а так же эксплоатационные расходы по содержанию колонн паровозов особого резерва относить па счет сметы чрезвычайных расходов.
7. Народному Комиссару Путей Сообщения тов. Хрулеву разработать и утвердить штат и дислокацию расположения колоны паровозов».
Сопроводительная записка.
«В порядке опыта HKПС организовал в мае месяце 3 колонна паровозов по 30 штук в каждой для перевозок в прифронтовой полосе и для расшивки узлов.
Основное существо этих колонн заключается в том, что каждый паровоз этой колонны может идти на любое расстояние, т.к. на каждом паровозе имеется полная сменность паровозных, кондукторских бригад и вагонных мастеров. Таким образом, при наличии поезда не требуется ни одной минуты на сбор кондукторских бригад и вагонных мастеров и осмотрщиков, паровоз подходит к поезду и тут же поезд забирает.
Практика работы этих паровозов на Юго-Восточной дороге дала исключительно положительные результаты.
В зимнее время может встретиться много затруднений на различных участках и особенно в прифронтовой полосе. Поэтому считаю необходимым просить Вас разрешить НКПС организовать 30 колонн турных паровозов особого резерва НКПС…»
Постановление ГОКО 2264с от 7 сентября 1942 г.
Перевод новых участков на дрова изменяет план снабжения углем. И опять без Сталина не обойтись.
Постановление ГОКО 2268сс от 7 сентября 1942 г. «Об организации стационарных военно-эксплуатационных отделений на фронтовых участках жел. дорог»
«3. Возложить на отдельные эксплоатационные ж.д.роты эксплоатацию головных ж.д.участков (протяжением 30-40 км),непосредственно примыкающих к фронту, а на стационарные военно-эксплотационные отделения эксплоатацию ж.д. участков прифронтовых отделений ж.д.»
Во многом принципы организации ВЭО повторяли организацию ОРКП.
Постановление ГОКО 2273с от 8 сентября 1942 г.
«Государственный Комитет Обороны устанавливает, что план отгрузки масел и смазок НКПС в июле-августе месяцах выполнен неудовлетворительно».
Постановление ГОКО 2297с от 13 сентября 1942 г.
Снижен план поставки рельсов в сентябре 1942 г. до 3 500 т, в октябре 1942 г 6 000 т. Ранее (постановление ГОКО 2082с от 23 июля 1942 г.) план на каждый месяц был 12 000 т.
Постановление ГОКО 2310с от 17 сентября 1942 г.
Из пояснения.
«Постановлением Государственного Комитета Обороны от 24 июля с.г. решено строить новый вагоностроительный завод в г. Сталинске Новосибирской области.
Так, как в г. Сталинске ведется большое строительство – металлургический завод, завод ферросплавов, алюминиевый и другие – трудно будет обеспечить строительство вагоностроительного завода материалами и рабочей силой.
Наркомсредмаш и Наркомстрой вошли с ходатайством перенести строительство завода в г. Барнаул».
Постановление ГОКО 2328 от 22 сентября 1942 г. «Об улучшении работы дорог им. Л.М. Кагановича, Южно-Уральской, Омской и Оренбургской»
«…на дорогах Урало-Сибири и на Оренбургской создалось крайне затрудненное положение, при котором не только не выполняется государственный план перевозок, но и создалась прямая угроза срыва работы промышленности и транспорта к зиме 1942-43 гг. При полной возможности обеспечения устанавливаемых НКПС норм приема поездов по стыковым пунктам, указанное начальники дорог систематически срывали прием и сдачу поездов, вследствие чего на Омской и Томской дорогах скопилось свыше 400 груженых, по преимуществу угольных поездов.
Некоторые меры: унификация весовой нормы, командировка подвижного состава и кадров с других дорог.
«4. Ликвидировать имеющийся разнобой в весовых нормах на дорогах Урало-Сибири, установив c l октября с. г. на всем протяжении от Инской до Демы и от Магнитогорска до Омска единую весовую норму поезда 3000 тонн.
5. Направить к l октября с. г. на дороги Урало-Сибирского направления 90 турных паровозов сверх 60, направленных ранее».
Хотя ранее (см. материалы ГОКО 1716с от 9 мая 1942 г.) принудительная разгрузка была названа неэффективной, её все равно применяют.
«8. Из имеющегося на колесах угля для Томской, Омской, Южно-Уральской и ж.д. им. Л.М. Кагановича разгрузить в пятидневный срок на дорогах нахождения 12 тыс. вагонов транзитного угля, согласно приложению №2а, передав его промышленным предприятиям и железным дорогам по указанию Наркомугля в счет фондов сентября. Имеющийся на колесах коксующийся уголь металлургических заводов, а также уральский уголь не разгружать».
График не соблюдается и ситуация, описанная в материалах ГОКО 1610с от 16 апреля 1942 г., не изжита.
«16. Указывая начальникам дорог на совершенно недопустимое отношение их к организации движения поездов по графику, Государственный Комитет Обороны обязывает начальников дорог немедленно организовать в управлениях дорог и отделениях движения ежедневный разбор графиков исполненного движения, повседневно осуществляя оперативные меры по ликвидации нарушения графика движения поездов».
Всё-таки совсем работать было некому (но см. ниже).
«18. Обязать прокурора Coюзa ССР т. Бочкова и НКВД т. Круглова передать в месячный срок из исправительно-трудовых лагерей для работы на железнодорожном транспорте 10 000 человек машинистов, помощников машинистов, кочегаров, диспетчеров, дежурных по станции, составителей, сцепщиков, паровозных и вагонных слесарей, котельщиков и др. квалифицированных рабочих специальностей, связанных с движением поездов».
Административно-командная система как она есть.
«26. Запретить наркому Электростанций т. Жмерину выключать электроэнергию для питания электрифицированных линий дорог: в пределах установленных им лимитов: им.Л.М. Кагановича, Пермской и Томской».
С кольцевыми маршрутными перевозками боролись.
«32. Упразднять с 25.IX-c.г. курсирование Таяндинскнх кольцевых маршрутов между Южно-Уральской и дорогой им. Л. М. Кагановича».
Однако, даже пассажирские поезда кое-где остались.
«36. Для повышения провозной способности дорог Средней Азии и усиления вывоза нефти проложить с 29.IХ.с.г. пассажирские поезда №№ 55/56 и 73/74 от Кинеля до Ташкента расписанием товарных поездов.
Ввести с 23.IХ с.г. обращение на уч. Джусалы-Кинель наливных поездов весом 3000 тонн двойной тягой».
Из пояснений.
«На дорогах Урала и Сибири последнее время сложилось очень тяжелое положение. На дорогах образовался огромный избыток груженых вагонов. Только на Омской и Томской дорогах имеется 400 избыточных по преимуществу груженых углем поездов, в тоже время Южно-Уральская дорога и дорога им. Кагановича очень плохо принимают поезда с этих дорог, недопринимая каждый день 20-30 поездов».
Постановление ГОКО 2342 от 24 сентября 1942 г.
Драконовские меры по борьбе с провозом продуктов питания из сельской местности в города.
Постановление ГОКО 2350с от 28 сентября 1942 г.
Но Берия не согласен никого отпускать из своих цепких лап.
«1. Пункт 18 постановления Государственного Комитета Обороны № 2828с от 22 сентября 1942 года – отменить».
Постановление ГОКО 2355с от 28 сентября 1942 г.
«1. Отменить все решения Государственного Комитета Обороны о возложения на органы прокуратурын контроля и регулирования отгрузки угля».
Ибо, как пишет, Молотов.
«Возложение контроля за отгрузкой угля на органы прокуратуры и начальников железных дорог привело к тому, что Наркомуголь и местные конторы Главуглесбыта фактически оказались устраненными от регулирования отгрузки угля потребителям.
Считая такое положение ненормальным, вношу на Ваше утверждение прилагаемый проект Постановления ГОКО».
Постановление ГОКО 2375сс от 7 октября 1942 г.
«Установить план погрузки по железнодорожному транспорту на октябрь 1942 года в размере 48 тыс.вагонов в сутки, в том числе народнохозяйственных 38 тыс. вагонов и воинских оперативных и военно-снабженческих 10 тыс.вагонов в сутки».
«В сентябре общая погрузка составила за 25 дней 41,6 тыс. вагонов, в том числе народнохозяйственных 31,4 тыс. вагонов и воинских оперативных и военно-снабженческих 10,2 тыс. вагонов в сутки».
Постановление ГОКО 2418сс от 14 октября 1942 г.
«Для обеспечения противовоздушной обороны эшелонов с маршевым пополнением, санитарных поездов и снабженческих транспортов, курсирующих на прифронтовых железных дорогах, Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Народному Комиссариату Путей Сообщения выделить 24 крытых 2-осных товарных вагона и оборудовать их по типу имеющихся зенитно-пулеметных вагонов, для обеспечения нужд ПВО Западного фронта.
2. Предоставить право Народному Комиссару Путей Сообщения в случае необходимости производить оборудование зенитно-пулеметных вагонов своим распоряжением».
Постановление ГОКО 2423сс от 15 октября 1942 г.
«4. Обязать НКПС — т. Хрулева:
а) все маршруты с углем, следуемые в адреса электростанций, взять на особый диспетчерский учет и продвигать их впереди всех маршрутов, в том числе НКПС и Наркомчермета (кроме маршрутов с коксующимися углями и углем для электростанций НКЧМ)
б) отгрузку угля для электростанций производить преимущественно в маршрутах, сформированных из гондол и хоперов».
Постановление ГОКО 2426с от 16 октября 1942 г.
«Считать недопустимым, что Наркомуголь (т.Вахрушев) не выполнил постановлений ГОКО и СНК СССР об обеспечении железных дорог углем к зиме 1942/43 года. Поставка угля железным дорогам в октябре месяце также выполняется плохо».
Постановление ГОКО 2427с от 16 октября 1942 г.
«Поручить тройке в составе т.т.Берия (председатель), Вознесенского и Маленкова принять все меры как по увеличению добычи угля, так и по урезыванию других потребителей, а также по переводу некоторых железных дорог на бурый уголь для того, чтобы обеспечить НКПC углем как запасами на зиму, так и для текущих эксплоатационных нужд».
Постановление ГОКО 2431сс от 20 октября 1942 г.
«В отмену CT.CT. 21, 22, 23 Постановления Государственного Комитета Обороны № ГОКО-2425 от 16 октября 1942 г. освободить Канашский вагоноремонтный завод НКПС от капитального ремонта танков Т-34».
Из пояснений.
«В первой половине 1941 г. НКПС имел 42 завода для ремонта вагонов, из них 6 вагонов ремонтирующих цистерны…
В настоящее время число действующих заводов сократилось до 15 заводов».