Исследователи из России, Германии и Японии изучили процесс отступления вечной мерзлоты от побережья Карского моря, составляющего четверть длины арктического побережья нашей страны. При этом они обнаружили, что прибрежные утесы, сложенные мерзлотными породами, здесь отступают от берегов примерно на 1-2 метра в год.Интересно, что процесс разрушения береговой линии Карского моря хотя и ускоряется, но в основном не из-за роста температур.
Побережье Карского моря
© Кира Чевель
Как отмечают авторы работы, более 30 процентов мирового морского и океанического побережья лежит в Арктике (главным образом из-за обилия крупных островов с изрезанной береговой линией). Из этих 30 процентов четверть приходится на Карское море, которое и выбрали объектом исследований ученые. Они изучили спутниковые и аэрофотоснимки Байдарицкой губы — крупного залива на берегу Карского моря, где особенно интенсивно идут процессы береговой эрозии. Дополнительно они проделали работу по бурению утесов, чтобы выяснить их состав и структуру. По дну той же губы проложен ряд важных магистральных газопроводов, что делает вопрос стабильности берегов и донных отложений в этом районе достаточно важным с практической точки зрения.
В результате им удалось установить, что в 2005—2013 годах скорость разрушения утесов в районе Байдарицкой губы Карского моря достигла 1,9 метра (считая со стороны моря) в год и практически удвоилась в сравнении со скоростями второй половины прошлого века. Бурение показало и причины такой сравнительно слабой устойчивости береговых утесов в этих местах. Они в значительной степени сложены из ледовых включений, а не из обычных скальных или просто твердых пород. Поэтому прочность их заметно меньше, чем у «настоящих» скал. Лед оказался в составе местных утесов из-за длительного периода холодного климата, при котором замерзание морской воды и «наезд» морских льдов на берег перемешали твердые породы с морским льдом.
Интересно, что точная хронологическая привязка процессов разрушения прибрежных утесов показала: главным регулирующим фактором этого процесса является не температура. В самые теплые годы скорость разрушения утесов была не рекордной. Зато в годы сильных штормов разрушение утесов шло сильнее обычного.
Следует отметить, что, хотя отдельные штормы — процессы, по сути, непредсказуемые, в целом штормы и бури бывают тем чаще, чем выше «энергетический бюджет» атмосферных явлений в той или иной местности. По мере наступления глобального потепления в теплеющей атмосфере становится все больше и больше энергии, и естественные процессы атмосферной циркуляции будет делать штормы все сильнее. Типичная иллюстрация этому — современные тропики, где случаются наиболее сильные штормы.
В то же время исследователи упоминают, что в других районах побережья Карского моря (в особенности у Таймыра) разрушение прибрежных утесов идет медленно, а в отдельных — напротив, берег наступает на море за счет процесса намыва волнами песка и иного материала с морского дна. На данный момент еще не достигнуто точное понимание того, какой из этих процессов сегодня доминирует на побережье российской Арктики.
Статья опубликована в Permafrost and Periglacial Processes
Источник: chrdk.ru