Археологи, работающие на северном побережье Перу, обнаружили следы массового жертвоприношения, в ходе которого были убиты более 140 детей, трое взрослых, а также около 200 детенышей ламы. Датируются находки примерно 1450 годом нашей эры.
© John Verano
Археологический памятник Уанчакито-Лас-Льямас (Huanchaquito-Las Llamas), где были сделаны эти находки, относится к культуре чиму (Chimú), которая возникла в этом регионе примерно в IX века. К XIII веку там сложилось государство Чимор, столицей его стал город Чан-Чан, развалины которого располагаются к северо-западу от современного перуанского города Трухильо. Исследователи считают Чан-Чан крупнейшим городом доколумбовой Америки. На пике развития численность его населения составляла 40 – 60 тысяч человек. В 1470 году инкский полководец и будущей правитель государства инков Тупак Инка Юпанки покорил государство Чимор и включил его в состав инкской империи как вассальную территорию.
Раскопки Уанчакито-Лас-Льямас, что примерно в трех километрах к северу от руин Чан-Чана, ведутся с 2011 года. Возглавляющий эти исследования профессор Габриэль Прието (Gabriel Prieto) из Университета Трухильо говорит, что археологи уже не раз находили следы человеческих жертвоприношений, в том числе и массовых, в памятниках культуры чиму, но на этот раз исследователей поразило не количество останков, а то, что все они были детскими. Жертвами были как мальчики, так и девочки, возрастом от шести до четырнадцати лет. На момент смерти дети были здоровы, а изотопный состав их костей указывает, что они были привезены в это место из разных концов государства Чимор.
Археологи предполагают, что все они были убиты в ходе одного ритуала, вероятно, в течение одного дня. На всех останках обнаружено горизонтальное рассечение грудины, а часто – также раздвинутые грудные ребра. То есть жертвам нанесли режущий удар в грудную клетку, а потом, вероятно, извлекли сердце.
После этого принесенных в жертву аккуратно хоронили, положив на бок ногами в сторону океана, а головой – к горам. На многих скелетах сверху лежали кости одного или двух детенышей ламы. Возраст находок был определен радиоуглеродным методом. Ученые отмечают значительные отличия этих захоронений от традиционного погребального обряда культуры чиму, где умерших хоронили в положении сидя и оставляли рядом с ними керамические изделия и ожерелья из раковин.
Исследователи отмечают, что дети и детеныши лам были погребены в толстом слое грязи, находившемся поверх слоя песка. Они полагают, что жертвоприношение было проведено после того, как проливные дожди вызвали наводнения и оползни. Обычно климат перуанского побережья сухой, но в некоторые годы явление Эль-Ниньо вызывает длительные дожди и наводнения. Возможно, эта массовое жертвоприношение было попыткой остановить дожди.
Среди убитых было и трое взрослых: две женщины и один мужчина. В отличие от детей, их грудины не были разрезаны, а ребра не раздвинуты. Одна из женщин, вероятно, скончалась из-за удара в затылочную часть головы. Другая женщина тоже получила удар по голове, но неясно, послужил ли он причиной смерти. Габриэль Прието высказал предположение, что эти люди присматривали за детьми, пока тех собирали и готовили к ритуалу.
Исследование находок опубликовано в электронном научном журнале PLOS ONE
Источник: polit.ru