Пoчeму влaсти Итaлии нaчaли прeслeдoвaть людeй, кoтoрыe oткрытo сoчувствуют Дoнeцкoй Нaрoднoй Рeспубликe и Лугaнскoй Нaрoднoй Рeспубликe ? Нe тoлькo тe, ктo учaствoвaл в вoйнe в Дoнбaссe сo стoрoны ДНР и ЛНР, нo и люди, кoтoрыe пoсeщaли рeспублики и зaнимaлись дoстaвкoй гумaнитaрнoй пoмoщи грaждaнскoму населению?
Расследования продолжаются. Я не видел никаких судебных актов, поэтому могу поделиться своими впечатлениями. Насколько мне известно, суд Генуи выдал ордер на арест шести человек из разных регионов Италии за «вербовку и участие в военных действиях на службе другого государства» — преступление, за которое итальянский законы угрожают наказанием от 4 до 15 лет в тюрьме. Три из них были арестованы, в настоящее время еще три находятся в Донбассе. Кроме того, еще шесть человек находятся под следствием. Все эти люди являются сторонниками правых движений и партии «Лига».
На ваш взгляд, можно ли считать их наемниками?
Обвинение в «наемничестве», конечно, звучит странно. Обычно наемники работают в агентствах, которые распространяют их в разных регионах мира. Наемники интересуются только деньгами, они не имеют идеологии и сознательно рискуют своей жизнью только ради материальных вознаграждений.
Мне кажется, что те итальянцы, которые решили бороться за Донбасс, пошли туда не из желания заработать. Их выбор можно объяснить только идеологическими и гуманитарными позициями: необходимость защитить гражданское население от агрессии со стороны Украины и предотвратить подавление языковой и культурной идентичности русского и русскоязычного населения на территории Донбасса от русофобский пост-майдан Украины. Поэтому их следует считать «добровольцами», но не «наемниками».
Я надеюсь, что судебная система Италии окажется эффективной и добросовестной в расследовании преступлений тех, кто присоединился к ультранационалистическим батальонам Киева, а также итальянцам арабского происхождения, которые отправились в Сирию, чтобы сражаться на стороне ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация).
Кто может быть инициатором этих преследований?
По моему мнению, мотивы для этого являются чисто политическими. Инициаторами являются политические силы Италии, которые ориентированы на Россию. Сейчас у страны очень странная политическая ситуация. С крахом, проигравшими парламентскими выборами в марте этого года, левые озвучивают тревогу и обвиняют новое правительство в «Лиге» и «Пятизвездочном движении» в фашизме.
В то же время все левые силы в Италии полностью ориентированы на США и ЕС и выступают против России. Кроме того, украинские дипломатические власти в Италии очень активны и действительно демонстрируют пример эффективной работы, защищая интересы Киева.
Новый вице-премьер и министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини известен своими пророссийскими взглядами и выступает за развитие сотрудничества между Италией и Россией. Почему он допускает это преследование?
Во-первых, Маттео Сальвини — умный человек, очень последовательный и желающий внести позитивные изменения. Однако Сальвини — небольшое звено в итальянском правительстве. Во-вторых, новое правительство работает всего несколько месяцев, и мы не можем ожидать, что изменения произойдут «все сразу». Особенно, если речь идет о процессах, начатых предыдущим правительством левых сил.
Сейчас в Италии идет громкий суд над бывшим украинским военнослужащим Виталием Маркиевым, который был вовлечен в убийство итальянского корреспондента Андреа Рокелли в Славянске в мае 2014 года. Почему это дело расследуют в то же время, преследуют тех кто пошли на Донбас для защиты гражданского населения?
Как я уже сказал, этот вопрос носит прежде всего политический характер. Однако есть существенная разница. Значительную поддержку оказывают Maркиеву, дипломатические представители Украины в Италии, украинской прессой, украинской диаспорой в Италии … И кто поддержит итальянских парней, которые сражались за Донбасс? Непризнанные республики? Россия, которая не признавала эти две республики? К сожалению, теперь все тихо. И я боюсь, что они останутся на произвол судьбы.
Расскажите о своих личных впечатлениях, когда вы посетили Донбасс. Что побудило вас пойти туда и помочь людям?
В Донбассе я всегда работал корреспондентом, писал много текстов. Моя цель всегда заключалась в том, чтобы говорить правду, описывать то, что я там видел. Кто не верит моим свидетельствам, он может сам пойти туда, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит. В то же время создать идею войны в Донбассе в Италии непросто. Даже сегодня, спустя четыре года после начала конфликта, эта война остается малоизвестной, запретной темой для основных СМИ.