Павел Терентьев – независимый эксперт IT-отрасли
Поправки к Венской конвенции об использовании беспилотных автомобилей легализуют появление «беспилотников» на дорогах Европы, а затем и России. Уже к 2021 году в России должен начаться серийный выпуск автоматизированных авто; к середине XXI века мы увидим на российских дорогах 11 миллионов таких автомобилей. Уже невозможно игнорировать факт, что во всем мире наблюдается настоящий бум «беспилотников». Многие эксперты сходятся во мнении, что приблизительно через 20-25 лет беспилотный транспорт полностью заменит обычные автомобили и поезда. С массовым появлением робомобилей на дорогах нас ждут значительные изменения – количество аварий должно уменьшится на 80-85%, так как уйдет «человеческий фактор риска»; беспилотные такси станут доступными для всех, а значит, может отпасть необходимость во владении личным автотранспортом; количество парковок значительно снизится, так как робоавтомобили будут все время находиться в движении; исчезнут профессии водителя и таксиста.
Крупнейшие европейские автомобильные корпорации уже несколько лет выпускают и тестируют робоавтомобили. Это Daimler, Scania, Man, Volvo, Renault, Nissan, Volkswagen, Audi и многие другие. Россия движется в направлении внедрения автоматизированного автотранспорта пока не так быстро, как ее европейские коллеги, хотя и неотвратимо. Российскими автопроизводителями разработаны экспериментальные модели автоматизированного автотранспорта: беспилотные автобус «Шаттл» (КамАЗ), авто «Яндекс.Такси», электрический автономный автобус «Газель» (ГАЗ).
В «Сколково» запущено беспилотное такси «Яндекса». Рамиль Ситдиков / Р: НовостиВ 2014 году в РФ начали разрабатывать Национальную технологическую инициативу (НТИ) – пошаговый план развития перспективных отраслей. В НТИ вошел и «Автонет» – проект по внедрению беспилотных авто. В рамках проекта Центр испытаний ФГУП «НАМИ» совместно с Минтрансом и рядом транспортных компаний создал полигон для беспилотных авто с интеллектуальными системами управления. «Автонет» предусматривает также разработку плана по соответствующему изменению законов и внесению поправок в Венскую конвенцию о дорожном движении от 8 ноября 1968 года. Сейчас конвенция с поправками от 2015 года позволяет использовать лишь «полуавтономные» авто с обязательным присутствием водителя (круиз-контроль или система удержания авто в полосе), где функция автопилота может быть в любой момент отключена, а машина переведена на ручное управление. Поправки о «беспилотниках» обсуждались в сентябре 2018 г. на Всемирном форуме по безопасности дорожного движения, организованном Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Как и планировалось, робоавтомобилям будет дан юридический статус – такой же, как у водителя-человека, и функции автоматизированной системы управления автомобилем будут приравнены к функциям водителя. Пока в законах, в том числе российских, не прописано, кто несет ответственность в случае участия беспилотного авто в ДТП. Один из рассматриваемых вариантов данного вопроса – ответственность за аварию должен нести производитель беспилотного транспорта, противоположный вариант – владелец авто.
Поправками к конвенции разрешается установка в машину невыключаемого автопилота, который приравнивается к водителю, так как следит за рельефом местности, погодой, а также останавливает машину перед неожиданно возникшим препятствием. Чтобы легализовать робомобили, узаконят новые термины, касающиеся эксплуатации беспилотников на дорогах.
Предложенные Минтрансом поправки к Венской конвенции коррелируют с предложениями проекта резолюции форума по безопасности движения. Данные поправки должны утвердить использование беспилотных автомобилей в европейских странах. Следующий шаг – изменение российских законов.
Формально корректировку российских ПДД можно осуществить и без внесения поправок в Венскую конвенцию. Например, в США разработчики могут договариваться с местными властями о проведении испытаний робомобилей на дорогах. Однако пока не разработаны общие для всех стандарты тестирования робоавтомобилей, на дороги могут выезжать транспортные средства, представляющие опасность. Аварии с беспилотниками Tesla уже произошли в Китае в 2016 году (погибли два водителя), и в Соединенных штатах в 2018 году беспилотное такси Uber сбило женщину.
Другим вопросом, который еще только предстоит решить, является создание соответствующей инфраструктуры для нового автотранспорта, в том числе «умных дорог». На такой дороге происходит взаимодействие как человека и автомобиля, так и дороги и окружающего мира. В России внедрение «умных дорог» уже началось. В качестве примера можно привести совместный проект с финской отраслью дорожного строительства – автодорога А-181 «Скандинавия» соединяет Северо-Западную Россию (Прибалтику) с Европой. Для «Скандинавии» разработаны мобильные приложения и сервисы, используя которые водители могут передвигаться, имея полную информацию об обстановке на дороге, актуальной погоде и пробках. Производится безналичная онлайн-оплата проезда для туристов и автотранспортных компаний.
Если подводить предварительные итоги внедрения беспилотного транспорта в Европе и России, вывод напрашивается сам собой: «беспилотники» на дорогах – это уже современная реальность. Для успешной и быстрой адаптации к ней нужно не только решать технологические вопросы, но и своевременно подкреплять технический прогресс соответствующими европейскими и российскими законодательными инициативами.
Источник
Автор: rina