Юрий Моша – основатель компании «Второй паспорт»
Талантливых людей, вынашивающих собственные бизнес-планы, немало. Для реализации этих идей часто не хватает одной составляющей – средств. Но часто находится человек, который готов вложить собственные средства в идеи, кажущиеся на первый взгляд безумными, чтобы в последующем получать от этого стабильную и солидную прибыль. Так было с популярными ныне сетями Twitter и Instagram, кроссовками Nike Air Max и смартфонами и многими другими брендовыми вещами, производство которых приносит компаниям и инвесторам многомиллионные прибыли. Но бывает так, что дело, которое по всем подсчетам должно приносить прибыль, на деле приносит одни убытки. Как быть, если стартап прогорел? Что делать инвестору?
Наушники для собак и анонимная соцсеть
Сейчас эти стартапы приводят как примеры, где инвесторы не рассчитали свои риски. Но несколько лет назад, в ту пору, когда слово «стартап» только входило в нашу речь, ничего провального в них не видели. Например, очень прибыльным ожидался проект Smartmarket, или «Стартап для стартапов», – в него компания «Лайф.Среда» инвестировала $1,3 млн. Идея была в том, что каждый желающий мог вложить $1000 в проекты, размещенные на странице ресурса. Начинали с IT-проектов, но не собирались останавливаться только на этой индустрии. Однако меньше чем через полгода Smartmarket закрыли, а все потому что за 2 месяца им удалось собрать всего 10 млн рублей. Инвестор посчитал, что дальнейшие вложения в проект приведут к еще большим убыткам и приостановил его.
Любовь к домашним питомцам подтолкнула изобретателей к созданию интересного устройства – плеера для животных. Идея была в том, что для кошек, собак и грызунов нужен собственный гаджет, который позволит им как слушать музыку, так и уберечь органы слуха от шума. Называлось изобретение PetPhone, но покупатели не спешили приобретать специальное устройство любимцам. А животные были не в восторге, что их уши нагружают посторонними предметами. К слову, инвестор не успел вложить средства для массового производства гаджета: выпустили только экспериментальную партию, и убытки таким образом минимизировали.
Другой гаджет, NoPhone, нес благую миссию оградить пользователей от социальных сетей, сохраняя только функцию звонка. Инвестору удалось выйти практически в ноль – за счет покупателей, которые приобретали устройство для пожилых родственников, отказывавшихся осваивать все функции современных телефонов. Но так как большинство из нас предпочитает наградить бабушек и дедушек собственными устаревшими моделями, и эта идея не прижилась.
У анонимной социальной сети Secret было 15 млн пользователей. Ее создатель Дэвид Биттоу был вынужден закрыть проект, потому что он «не оправдал ожиданий команды создателей и инвесторов». Пользуясь анонимностью, пользователи писали такие гадости и неприличности, что команда была шокирована. Особенно после того как сеть запустили в России. Инвесторы не комментируют убытки, но возвращаться к теме Secret не собираются.
Давайте договоримся на берегу
Обычно риски авторы бизнес-проекта и инвестора оговаривают на старте и даже прописывают, кто и что забирает в случае полного провала. Например, «мозговой центр» бизнес-идеи оставляет за собой право начать с нуля с другим инвестором, а «кошелек» берет на себя банкротство предприятия, забирает оборудование, помещение, остатки продукции, если она есть. Бывают случаи, когда инвестор перекладывает на идеолога часть финансовой нагрузки. Например, предлагает взять кредит у него же, чтобы в последующем иметь гарантии возврата вложенных средств.
Бизнес – живой организм. И инвестор, как никто другой, чувствует, когда пришла пора провести аудит и принять контрмеры. В одной из известных инвестиционных компаний с мировым именем изначально решили – «не складываем яйца в одну корзину». Часть средств вложено в агрокомпанию, часть – в производство кондитерских изделий, есть доля, которая ушла в энергетические проекты и даже проекты, связанные с обучением молодежи и последующей «продажей мозгов».
«Обычно схема предполагает, что инвестор вкладывает минимум 10% от последующей стоимости компании и наращивает или уменьшает инвестиции в зависимости от прибыли. На первых порах отчеты каждый месяц, аудит раз в квартал», – рассказывает стартапер Иван.
Но если пилотный проект не оправдал себя, у инвестора несколько вариантов – предложить собственный план по обновлению компании, забрать долю, пока не поздно, перепродать компанию или предложить партнерам выкупить свою долю стартаперу – а вдруг у того есть свои идеи по реинкарнации бизнеса?
При заключении договора об инвестициях может быть прописано и то, что интеллектуальная собственность стартапера на какое-то время не может быть использована без согласия первого инвестора. И это понятно, ведь инвестируя средства и не получив ожидаемую прибыль, он вправе рассчитывать компенсировать убытки в дальнейшем. И если стартапер находит другого инвестора, который готов вложиться в дело, об этом должен быть поставлен в известность тот, кто когда-то первым согласился начать сотрудничество, но прогорел вместе с российскими партнерами. Заключенный договор оформляется официально, так же официально должен расторгаться. Если этого не сделать, последствия могут быть печальными. Даже через много лет бывший партнер вправе потребовать свой процент от прибыли.
Двигать кровати – не поможет
В известном анекдоте отображена суть действий, которые совершают неопытные партнеры, пытаясь спастись от гнева инвестора. Напомним суть шутки – убытки в доме терпимости, совладельцы решают заменить меблировку в комнатах, на что старенькая уборщица замечает: до революции в таких случаях не кровати двигали, а девочек меняли. Если не хотите упасть в грязь перед инвестором и довести дело до полного провала, стоит определить – кто девочки, а кто «кровати», и начинать действовать. Составить план кризисных мероприятий. И реализовывать его. Кризис-менеджер – такой же специалист, как другие, найти его на рынке при желании можно. Но стоит помнить: между рядовым менеджером и кризис-менеджером – пропасть.
Также стоит взять на заметку, что инвестиция и кредит – разные понятия. Суммы инвестиций, в отличие от кредитных средств, не возвращаются, ведь инвестора интересуют не деньги, а доля продукта. А вот как ею распоряжаться – воля инвестора. Если инвестор не получает прибыль и несет убытки, то в цивилизованном мире вопрос решают кризис-менеджеры. Вам решать – какого инвестора выбирать на старте и как просчитывать свои риски.
Источник
Автор: rina