С января 2019 г. в России заработал новый налоговый режим для самозанятых граждан – последним предстоит отчислять 4% или 6% в бюджет в зависимости от того, работают они с физлицами или компаниями. Налогообложение самозанятых вводится в качестве эксперимента в четырёх пилотных регионах, но мало кто сомневается, что в будущем налог предстоит платить всем. Новый налог получил неоднозначные оценки в экспертной среде, в том числе из-за предусмотренных штрафов. Последствия нового налога для бизнес-климата в стране не могли обойти стороной и участники Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС. Своей оценкой решения по налогообложению самозанятых, а также еще одного пилотного проекта для этой группы населения, который может быть запущен в стране, поделился российский бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Владимир Трефилов / Р: Новости– Борис Юрьевич, как вы оцениваете решение для самозанятых, появившееся в декабре 2018 г. для четырёх регионов России?
– Я считаю, само решение – это серьезный ИТ-прорыв, еще вчера такие вещи были попросту невозможны. Сегодня же можно скачать приложение и по низкой ставке платить налог. В принципе, это очень интересно, но только продвинутым в технологиях людям. А таких, к сожалению, не так много. Поэтому мы считаем, что к технологии, которая предложена сегодня, к пилотам, которые в четырех регионах предложены, надо сделать еще один пилотный проект, чтобы сделать технологию более простой и понятной. Это сертификат на право ведения деятельности для самозанятых, который можно купить на срок от 1 месяца до 3-х лет, выплачивая определенную фиксированную сумму – от 10 до 20 тысяч рублей в год. Никакой дальнейшей административной нагрузки это не несет, не надо отчитываться по работе, которую ты делаешь, то есть это самая простая форма. Мы предлагаем такой вариант в Краснодарском крае, Крыму, Республике Башкортостан и Ленинградской области. Сегодня я услышал, что РСПП нас здесь поддерживает, поэтому мы считаем: это самый эффективный способ.
– Это упростит вывод самозанятых из тени?
– Конечно, для людей, умеющих работать по форме, в целом выгодно работать по форме, предложенной сегодня Минфином и правительством. Но в более простых регионах, где бабушки сдают койки в Крыму в курортный сезон, они вряд ли смогут контролировать каждый платеж, даже через телефон, или отслеживать 250 тысяч доходов в месяц, потому что сверх этого надо уже платить по полной. В общем, предложили такой более простой вариант для них.
– Помимо налога о самозанятых, с какими еще итогами для бизнеса Россия вступила в новый год?
– Не могу сказать, что у нас произошли какие-то кардинальные прорывы. Более того, мы больше на словах декларируем необходимость поддержки бизнеса, а на самом деле у нас все происходит в обратную сторону. Когда мы после 2014 г., в 2015 г., проводили опросы, бизнес говорил, что больше всего его волнует неопределенность, непонятность экономической политики государства. Сегодня бизнес все больше и больше говорит: «Нам все понятно». Что «все ясно»? Что мы от рыночной экономики прямым ходом с увеличением НДС, введением дополнительных имущественных налогов, внедрением ККТ (да, это технология, но это тоже на бизнес финансовая нагрузка) и кучей, кучей, кучей всего идем прямо к государственной монополистической экономике, экономике крупных компаний. Поэтому в этом смысле – да, изменилось. Нравится это бизнесу? Вряд ли.
– На Гайдаровском форуме премьер-министр России Дмитрий Медведев озвучил инициативу относительно снижения регуляторной нагрузки на бизнес, так называемой «регуляторной гильотины». Каких результатов ждете от ее реализации?
– Главное, чтобы эта «гильотина» сработала на отсечение излишних требований к бизнесу. Но, с другой стороны, и для чиновников, которые по-прежнему не выполняют даже те правила, которые есть, оказывая административное коррупционное давление на бизнес. Поэтому мы «за», мы в рамках системы предложили уже некие новшества, которые, считаем, будут очень эффективны.
– Какие это инициативы?
– Мы предложили запустить пилоты в нескольких регионах, взяв лучшие мировые практики. Например, для Калининграда предлагаем взять канадские практики по регулированию предприятий общественного питания и посмотреть, работает это или нет. Это не так уж страшно, как нам все контрольные, надзорные органы кричат: «Мы всех отравим, мы совершенно разрушим все общественное питание, люди будут страдать». Посмотрим. По крайней мере, в одном регионе проверим, работает это или нет.
– Пенсионная реформа, запущенная правительством, как бизнесом воспринимается?
– Так же, как и людьми.
Беседовала Ольга Блинова
Источник
Автор: rina