• 27.12.2024 02:02
    4 правила для организатора хакатона

    Никита Чередниченко – сооснователь и операционный директор онлайн-платформы ACTUM

    Чтобы родившееся на хакатоне IT-решение было востребовано рынком, нужно приложить немало усилий. И прежде всего – на этапе проведения самого технологического конкурса.
    На зарубежном рынке немало примеров, когда появившиеся во время хакатонов проекты становились привлекательными для инвесторов технологическими бизнесами. Онлайн-сервис бронирования такси EasyTaxi, родившийся в 2011 г. на хакатоне в Рио-де-Жанейро, через три года после этого получил $40 млн от российской инвесткомпании Phenomen Ventures. Другой проект – онлайн-площадка для купли-продажи подержанных вещей Carousell – привлек $70 млн инвестиций. Мобильное приложение GroupMe, созданное в течение полутора суток в мае 2010 г. во время хакатона, купила за $85 млн компания Skype. А сервис Docracy, победивший в хакатоне в 2011 г., уже через неделю получил $650 000 инвестиций.
    Неплохие результаты. Но почему одни IT-проекты «выстреливают», а другие нет? Играет ли в этом роль правильная организация технологического конкурса? Как показывает практика, да.
    Купить нас хотели?
    Каждый участник хакатона стремится заработать – это нормально. Призовой фонд одного хакатона в России составляет от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей. За рубежом он доходит до нескольких сотен тысяч долларов. Такие щедрые вознаграждения за столь сжатые сроки работы привлекают профессиональных разработчиков. Казалось бы, что может быть лучше: опытные программисты справятся с самой сложной задачей –  компания получит гарантированный результат. Но обратная сторона медали в том, что для многих IT-специалистов участие в таких мероприятиях становится специальностью, профессией, дополнительным источником дохода: они создают прототип, получают вознаграждение – и тут же бросают проект. Пригласить их на работу в компанию, чтобы продолжить работу над разработкой, становится весьма проблематичным. Это еще связано с тем, что технические специалисты, особенно те, кто владеет технологией блокчейн (распределенных реестров), продолжают оставаться одними из самых дефицитных и высокооплачиваемых кадров в России. Их труднее всего переманивать – прежде чем принять предложение о работе, они рассмотрят несколько вариантов. Так, по данным рекрутингового агентства Marksman, зарплата разработчика блокчейна составляет 150 000 – 230 000 руб., а блокчейн-архитектора и разработчика Java – 280 000 – 400 000 руб.
    Как заинтересовать тех, кто приходит на хакатоны, не только деньгами, но и идеей? На наш взгляд, оптимальная сумма вознаграждения победителей, позволяющая соблюсти баланс интересов заказчиков и исполнителей, – 600 000 – 800 000 руб. Если команда состоит из 10 человек, заработок одного человека составит 60 000 – 80 000 руб. С одной стороны, неплохое вознаграждение всего за два дня работы, с другой, это не такие большие деньги, чтобы человек расслабился и перестал думать о возможности заработать больше.
    Полезно также использовать нематериальную мотивацию. Например, на хакатоне SevHack, проведенном с нашей помощью в Севастополе 2-4 марта 2018 г. среди студентов Севастопольского государственного университета, призовой фонд составил всего 30 000 руб., но победители конкурса в дополнение к денежному вознаграждению получили возможность пройти стажировку и трудоустроиться в компанию «СевСтар» (оператор связи). А участники хакатона, который был организован в бизнес-инкубаторе «Ингрия» в Петербурге и призовой фонд которого составил 400 000 руб., отправились на «Остров 10-21», став участниками образовательной программы по интенсивной подготовке кадров для цифровой экономики. Как показывает наш собственный опыт, возможность пройти обучение, получить новые навыки, реализовать сложные проекты заказчиков особенно мотивирует молодые кадры.
    Подробности в отчете
    Еще одна трудность, с которой сталкиваются многие организаторы хакатонов (особенно тех, что проходят на онлайн-площадках), – сбор технических специалистов, живущих в разных часовых поясах, на чек-пойнты (отчеты о проделанной работе) и синхронизация общего рабочего процесса. Вроде бы можно выбрать час, когда одни уже не спят, а другие еще не ложились. Но это довольно сложно, учитывая, что за 48 часов хакатона нужно провести не менее 5 чек-пойнтов. Что делаем мы? С участниками, которые находятся в Москве, общаемся в режиме реального времени, а промежуточные результаты работы тех, кто живет, скажем, во Владивостоке или Екатеринбурге, обсуждаем в общем чате через мессенджер на платформе, либо просим рассказать о проделанной работе, используя специальную форму на платформе. Мы заметили, что письменная подача отчетов дает куда больший эффект, чем устная. Благодаря ей участники хакатона учатся коротко и ясно выражать свои мысли «на бумаге». Как результат – они более вдумчиво принимают решения, более ответственно подходят к задачам. Письменные презентации полезны еще и тем, что разработчики учатся таким образом составлять краткие итоговые питчи, на которые отводится не больше 10 минут (включая время ответов на вопросы экспертов).
    Вам легко судить
    Будет лучше, если разработку критериев оценки прототипов или рабочих продуктов возьмут на себя организаторы хакатона: у них более широкий экспертный взгляд. Заказчик, разумеется, тоже должен принимать участие, но иногда клиенты фокусируют взгляд на конечном продукте, проекте и презентации, гораздо меньше внимания уделяя техническим моментам, например тому, насколько полно команда использовала объем предоставленных данных.
    Анализировать то или иное IT-решение экспертная комиссия должна, используя следующие критерии:
    Насколько хорошо выполнен проект? Прототип оказался рабочим?
    Насколько доступны ресурсы, с помощью которых можно реализовать проект? Существует ли потенциал для устойчивой бизнес-модели?
    Насколько привлекателен дизайн решения и проработан пользовательский опыт?
    Насколько предложенное решение является оригинальным, творческим и уникальным?
    Можно ли данное IT-решение масштабировать?
    Четвертый пункт некоторым кажется спорным – дескать, изобрести на рынке что-то принципиально новое невозможно. В этом есть своя правда. Но мы и не настраиваем разработчиков на то, чтобы они создавали инновационные продукты – это невозможно, учитывая сроки хакатона. Речь, скорее, идет о том, какие методы для решения IT-задач, стандартные или нет, использует команда.
    Вопрос на внимание
    Техническим специалистам часто не хватает гибких навыков – к таким выводам пришла компания LinkedIn, изучив в прошлом году более 450 000 профилей и публикаций вакансий. Главные из них – умение слушать, давать обратную связь, договариваться, сотрудничать, делиться знаниями. Хакатоны – прежде всего командная работа: приходят довольно коммуникативные люди. Но и у них есть свои запросы. Многие предпочитают кабинетную систему работы. В современных условиях реализовать это можно в переговорных комнатах коворкинг-центров, и все же мы предпочитаем собирать инженерные кадры в помещениях с открытой планировкой (open space). Во-первых, таким образом формируется атмосфера сотрудничества, появляется возможность открыто общаться друг с другом. А во-вторых, в такой обстановке легче работать экспертам: они в любой момент могут подойти к той или иной команде и поинтересоваться, как идут дела. Также следует иметь в виду: работать все 48 часов подряд даже с перерывами на обед и сон невозможно. Внимание участников должно переключаться – но с пользой для дела. Дополните программу хакатона интересным образовательным моментом, например интерактивной лекцией, которую прочтет эксперт или представитель компании, занимающийся внедрением технологии. Пусть он расскажет о своем опыте, удачных и не очень удачных проектах, а также как он преодолевал те или иные трудности. Это всегда интересно и обычным наемным специалистам, и основателям стартапов. Подталкивайте людей к тому, чтобы они активно общались друг с другом и лектором, не боялись задавать вопросы и делились собственной экспертизой.
    Вывод: успех разработанного на хакатоне прототипа определяет не победа той или иной команды, а возможность получения инвестиций на дальнейшее развитие. То есть все зависит от того, как компания будет продвигать проект: поможет ли разработчикам связями, будет ли рассказывать об идее в бизнес-кругах. Иными словами, все самое интересное и важное начинается потом.
    Источник
    Автор: rina

    Автор: beron