• 22.11.2024 00:13

    12 февраля 1908 года родился Антон Алексеевич Губенко. Лётчик-истребитель совершил первый воздушный таран в советских ВВС (PIPL)

    12 февраля 1908 года родился Антон Алексеевич Губенко. Лётчик-истребитель совершил первый воздушный таран в советских ВВС (PIPL)

    Этот день в истории: Благодарю камрада Вячеслав Чешский за информацию.

    Антон Губенко родился 12 февраля (30 января по старому стилю. Пипл) 1908 года в селе Чичерино, ныне Волновахского района Донецкой области. Он был 7-м ребенком в бедной крестьянской семье Алексея Прокопьевича Губенко, внука отставного солдата, поселившегося на плодородных землях Мариупольщины. До 8 лет Антон не имел конкретных обязанностей по дому, но, достигнув этого «раннего совершеннолетия», стал полноправным в поле и в доме.

    Антон Алексеевич Губенко

    Учась и работая, пережил отрочество, перешёл в возраст рабочей юности. Окончив 7 классов, по настойчивому совету сестры Татьяны, он уехал в Мариуполь и поступил там в профтехшколу. Но весной неожиданно для всех Антон оставил учёбу и уехал на Кавказ. Его влекла загадочность путешествий, желание новых впечатлений, хотелось самостоятельности.

    Около 6 месяцев Антон отдал морю, а затем, так же неожиданно, возвратился в Мариуполь и поступил работать подручным слесаря. Активный общественник, примерный производственник — он находил время и для работы, и для спорта. И вдруг прочитал в газете о наборе в школу лётчиков.

    Именно тогда в нём и шевельнулись мечты о самолётах. Ему захотелось высоты, подняться к облакам. Для поступления в школу нужна хорошая физическая подготовка и выносливость. Антон становится грузчиком. Чем не закалка мускулов!

    В мае 1927 года на тетрадном листе он написал заявление в Райком комсомола с просьбой отправить его в лётную школу. Через 3 дня Антон выехал в Ленинград. После года учёбы в Военно — теоретической школе лётчиков, Губенко был направлен в Качинское лётное училище где, под руководством известного в будущем лётчика — испытателя Героя Советского Союза П. М. Стефановского, он и «обрёл крылья». Вспоминая о тех днях Пётр Михайлович писал позднее:

    «Антон Губенко был из числа нелёгких курсантов. Своим устремлением вперёд он опережал программу обучения, хотел летать и летать. Мне не раз приходилось предупреждать его за нетерпение. Он прекрасно знал теорию, великолепно летал. Думаю, что это качество у него было врождённым. Он любил свою работу, любил авиацию».

    После окончания учёбы лейтенант А. Губенко был отправлен для продолжения службы на Дальний Восток. И там он быстро проявил себя с лучшей стороны. Командир авиационной эскадрильи, характеризуя старшего лейтенанта А. А. Губенко, писал в аттестации:

    «Техника полёта хорошая. Самолётом владеет легко. Хорошо ведёт воздушный бой. При тренировке по особой программе может быть воздушным снайпером. В полёте настойчив, упрям, бесстрашен. От самолёта берёт всё, что он даёт по конструкции. Очень легко понимает в воздухе все сигналы, предусмотренные на всякий случай. Вынослив. Имеет годовой налёт 125 часов, из них 22 часа 41 минуту ночных, 15 часов — высотных. Подлежит продвижению на должность командира звена без всякой очереди».

    В апреле 1934 года Антон Губенко был назначен командиром авиационного отряда 116-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Московского военного округа. Уже в мае он приступил к исполнению своих обязанностей, выполнив перед подчинёнными показательный полёт. Будущий Герой Советского Союза, известный военный лётчик Борис Смирнов вспоминает:

    «Он взлетел и перед изумлёнными лётчиками проделал все фигуры высшего пилотажа. Самолёт описывал круги в чистом лазурном небе, бесшумно, оставляя звуки позади, стремительно нёсся к земле, на бреющем пролетал над аэродромом и, вновь вставая свечой, стремглав достигал необходимой для пилотажа высоты. Антон работал чисто, уверенно, вертко, как может общаться с машиной только большой мастер.

    — Ещё один такой полёт, — подумалось мне тогда, — и этот дальневосточник превратит нас из лётчиков в подготовишек».

    Приземлившись, Губенко пообещал научить всех подчинённых тому, что умел делать сам. Он не обманул надежд лётчиков своего отряда — летал много, с большим упорством оттачивая элементы фигур высшего пилотажа, постигал новое в тактике боевого применения истребителя, обучал молодых пилотов искусству полёта. Вскоре он был назначен и командиром парашютно-десантной службы авиационной бригады.

    Боевые задачи 1934 учебного года отряд старшего лейтенанта А. А. Губенко выполнил досрочно, стал отличным, переучился без аварий и поломок на новую технику. Но вскоре Антон был переведён на новую ответственную работу — летом 1935 года утверждён на должность ведущего лётчика для проведения войсковых испытаний самолёта И-16. С поставленной задачей он справился блестяще. Испытания были закончены на 1,5 месяца раньше установленного срока.

    На заключительном этапе испытаний Губенко выполнил полёт на определение предельных перегрузок. В один из дней он должен был выполнить испытательный «полёт на слом». Накануне вечером к нему на квартиру зашёл Валерий Чкалов, чтобы подбодрить друга перед ответственным испытанием. Он подарил Антону фотопортрет П. Н. Нестерова с надписью: «Нет равных ему!». И этот полёт Губенко провёл успешно.

    В мае 1936 года постановлением ЦИК СССР за выдающиеся успехи по овладению боевой авиационной техникой и умелое руководство личным составом отряда Антон Алексеевич Губенко был награждён орденом Ленина. Всего же А. А. Губенко освоил 12 типов самолётов.

    Однажды Губенко стал свидетелем одной аварии: во время проведения полётов молодой лётчик при взлёте не заметил находящийся впереди самолёт и изрубил его хвост винтом. При этом самолёт виновника остался цел. Этот случай навёл Губенко на мысль применить это при крайней необходимости в бою.

    Летом 1937 года Япония начала военные действия против Китая. Не имея возможности противостоять агрессору, в августе правительство Чан Кайши обратилось к Советскому Союзу об оказании военной помощи. Так Антону открылась ещё одна страница жизни — участие в боевых действиях. С 13 марта по 6 августа 1938 года, в составе группы добровольцев, он воевал в Китае. Служил в Наньчаньской истребительной группе капитана А. С. Благовещенского. Крепыш, с приятным, серьёзным лицом, спокойный, рассудительный, с быстрой реакцией, способный моментально оценить воздушную обстановку и принять нужное решение, виртуоз воздушного пилотажа — таким он запомнился товарищам по оружию.

    29 апреля 1938 года в воздушном бою Губенко заметил, как японский истребитель преследует подбитый самолёт старшего лейтенанта Григория Кравченко. Несмотря на то, что боеприпасы к этому времени у него кончились, Губенко пошёл в атаку и отогнал японца. После этого он сопровождал самолёт Кравченко до места вынужденной посадки.

    31 мая 1938 года старший лейтенант Губенко вылетел на И-16 в составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Подойдя к противнику вплотную, он знаками предложил ему садиться. Японец попытался оторваться переворотом через левое крыло.

    12 февраля 1908 года родился Антон Алексеевич Губенко. Лётчик-истребитель совершил первый воздушный таран в советских ВВС (PIPL)

    Японский истребитель A5M2 (И-96), 1938 год

    Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону. Тогда Губенко решил сбить его таранным ударом. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. A5M2 потерял управление и упал на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот бой он был награждён Золотым Орденом Китайской республики.

    Справедливости ради необходимо отметить, что по некоторым источникам сбитый, якобы, Антоном Губенко японец уцелел — лётчик Касимура сумел привести свой искалеченный А5М2 на аэродром, хотя треть его левой консоли и была отрублена.

    Унтер — офицер Касимура был объявлен в Японии героем, который «…великолепным пилотированием спас свой самолёт, протараненный падающим вражеским истребителем» (см. «Авиация Японии во Второй Мировой войне» Москва, 1996, ч. 2, с. 50 ).

    26 июня 1938 года, отражая налёт японской авиации на Ханькоу, Губенко вступил на своём И-15бис в бой с истребителями сопровождения и был сбит. Приземлился на парашюте возле своего аэродрома. В Китае он воевал до августа 1938 года, совершил 50 боевых вылетов на И-15 и И-16 ( имел 60 часов боевого налёта ), в 8 воздушных боях, уничтожил 7 японских самолётов.

    12 февраля 1908 года родился Антон Алексеевич Губенко. Лётчик-истребитель совершил первый воздушный таран в советских ВВС (PIPL)

    Самолёт И-15бис капитана А.А.Губенко

    По возвращении из Китаю капитану А. А. Губенко было присвоено внеочередное воинское звание, сразу — «полковник». Он начал готовиться к поступлению в Военно — Воздушную академию, но перед самыми экзаменами, 8 августа 1938 года, в Управлении ВВС ему сообщили о назначении заместителем командующего авиацией Белорусского особого военного округа. В начале сентября 1938 года Антон Алексеевич выехал в Смоленск — на новое место службы, где всецело отдался новой работе, обучая пилотов использовать технику в любых условиях: днём и ночью, в любую погоду…

    Уже в октябре авиационные части округа подверглись всесторонней проверке начальником ВВС РККА командармом 2-го ранга Локтионовым. Инспектирующие сделали всесторонний разбор достижений и недостатков авиации округа. А через несколько дней после отъезда Москва запросила характеристику на Антона Губенко. Отвечая на этот запрос, командующий ВВС РККА написал в Президиум Верховного Совета СССР:

    «Товарищ Губенко является одним из выдающихся лётчиков — истребителей, находившихся в «Зет»1. За время боевой работы на фронте проявил себя как исключительно смелый, отважный и храбрый лётчик.

    В бою 31 мая 1938 года при отказе пулемётов винтом таранил самолёт противника, сбил его и благополучно произвёл посадку на свой аэродром. 26 июня сбил японский истребитель, а во втором неравном бою в тот же день был сбит и сам, но спасся на парашюте. 18 июля, выручая товарищей, один дрался с 6 истребителями противника. Сбив одного из них, невредимым вышел из боя. 29 июля в воздушном бою один дрался с 3 японскими истребителями и этим спас от гибели нашего бомбардировщика, атакованного самолётами противника при бомбометанию по кораблям.

    Несмотря на болезненное состояние после прыжка с парашютом, товарищ Губенко смело дрался во всех последующих боях до вызова его на Родину. Никогда не теряясь в боевой обстановке, находя тот тактический приём, который был неожиданным и наиболее выгодным в сложившейся ситуации, он лично сбил 7 японских истребителей. По своим деловым, боевым и политическим качествам достоин присвоения звания Героя Советского Союза».

    Через несколько дней полковника А. А. Губенко вызвали в Москву. За военное искусство и отвагу, проявленные в боях при выполнении интернационального долга, он был награждён… орденом Красного Знамени. И лишь 22 февраля 1939 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагами, полковнику Губенко было присвоено звание Героя Советского Союза. В марте 1939 года Антон Алексеевич в составе делегации ВВС приветствует XVIII съезд партии и вскоре возвращается в Смоленск. Больше в Москве ему быть не пришлось…

    31 марта 1939 года полковник А. А. Губенко планировал сделать несколько учебных полётов со стрельбой и встретить мать, которая ехала к нему в гости. Вспоминает механик по вооружению Степан Киреев:

    «Дул сильный северо — западный ветер. Вдруг потемнело, и пошёл снег. Полёты, запланированные на день, были временно отменены. Мы закрыли моторы чехлами, чтобы они не остыли. Однако, точно в назначенный час, Губенко прибыл на аэродром и приказал готовить к вылету его машину — он решил испробовать себя и в такую погоду. Но вскоре снегопад прекратился, и небо снова стало ясным. Губенко взлетел. Стал выполнять фигуры высшего пилотажа, затем сделал заход по мишени, но не стрелял, а лишь предупреждающе покачал крыльями, давая сигнал, чтобы все покинули опасную зону. Затем пошёл на второй заход и дал короткую очередь по мишени…

    При третьем заходе самолёт вышел из пике лишь у самой земли и тут же плашмя ударился о грунт, два раза перевернулся и загорелся. Я и ещё три моториста бросились к самолёту и вытащили из него Антона Губенко. Он был мертв».

    Герой Советского Союза полковник А. А. Губенко похоронен в городе Смоленске. Его имя носят школа №3 в Мариуполе и одна из школ в Смоленске. На здании ПТУ №3 в городе Мариуполе, где он учился, сейчас установлена мемориальная доска.

    За период службы награждён: орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, китайским Золотым Орденом.

    1 «ЗЕТ» — условное наименование операции по оказанию военной помощи Китаю

    . .

    Источник

    Автор: beron