«Преимущество арт-путешествий группами в том, что очень многим людям (это не только киевская или украинская проблема – она всемирная) об искусстве не с кем поговорить. А говорить хочется. Ведь когда видишь какую-то интересную работу в музее, возникает желание высказать мысли о ней, поделиться впечатлениями. Людям нужно иметь возможность обсудить свои догадки, предпочтения, а в обычных турах это сделать не с кем. А если еще родственники и близкие мало интересуются искусством? Поэтому важно, когда едут единомышленники», — Наталья Романова лектор «Культурного Проекта», Source.
Наталья Романова
«На сегодняшний день в мире все более популярными становятся сотрудничества очень крупных музеев с туристическими компаниями. Такие коллаборации предлагают поездки на археологические раскопки, воссоздают древние паломнические маршруты. Проекты подобного масштаба и являются основными вдохновляющими референсами, которые активно используются для развития культурного туризма в Украине.
Культурный туризм оказался на пересечение сразу двух трендов, первый – на путешествия, второй – внимание к качеству, а не к количеству, к глубине, а не к широте. Сейчас более востребовано, например, умение смотреть на искусство, а не описательная информация того или иного артефакта. Общетуристический этап мы продумываем с различными агентствами, также сотрудничаем с культурными институциями: British Council, Польский институт, Французский институт, Институт Гете. Они нас поддерживают, делятся инсайдерскими контактами, помогают знакомиться с организаторами событий», — основатель и директор «Культурного Проекта».
5 правил арт-путешествия от Натальи Романовой:
Тематический подбор информации
В дороге мы не ставим просто комедийно-развлекательные ленты. Наша основная цель не развлекаться, а познавать, поэтому и фильмы подбираем под тему путешествия и смотрим во время переездов между городами.
Во время поездки в Италию нашим ключевым городом станет Венеция. Это неоригинально, но мы хотим, чтобы информация и события последовательно нанизывались и перетекали в другие. Перед Венецией мы обязательно заедем в Иг — словенский город, в котором находится комплекс объектов Всемирного наследия – доисторические свайные постройки эпохи неолита. После этого становится ясно, как появилась Венеция, раз в эпоху неолита уже существовали постройки такого вида.
Главное руководство – список ЮНЕСКО
Главное руководство для наших путешествий – список ЮНЕСКО. Когда после войны Европа немного пришла в себя, все начали думать, что же делать теперь с разрушенными городами. Восстанавливать или же строить заново, решили все-таки, что строить заново будет неправильно. Возник вопрос: как же относиться к восстановленному, равноценно ли оно уничтоженному? При ООН двумя комиссиями: Международным советом по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) и Международным советом музеев (ИКОМ) – были созданы своды правил, которые называются хартиями, там прописано, что реставрации недопустимы. Не нужно ничего восполнять! Когда стоят колонны древнего храма, не надо на них мостить предполагаемую крышу, они должны так и стоять. Например, в Киеве были испорчены (уже после принятия Венецианской хартии) Золотые ворота. Были замечательные Золотые ворота, сделали же декорацию к опере «Князь Игорь».
Посещение музеев не по принципу популярности
Всемирное наследие – очень популярный список, научно обоснованный. Стараемся ничего не пропустить. Например, обычных туров в Австрию полным-полно, но не все посещают Бад-Блюмау. Также в Австрию через Венгрию едут многие, но мало кто знает о бенедиктинском монастыре в Паннонхальме, а он является первым номером в Списке всемирного наследия этой страны. Мы посещаем музеи не по принципу популярности. Когда в Вене идем в Музей истории искусств (всеми рекомендуемый), мы не забываем посетить и его брата-близнеца — расположенный напротив Музей истории природы, ведь туда входит первобытное искусство, а это уже очень интересно. Здесь, к примеру, находится Виллендорфская Венера (самая выразительная и известная скульптура конца палеолита).
Объективность и качество
Дается максимально объективная информация. Мы выбрали удачную форму рассказа, не перенапряженную датами (которые сразу забываются). Зачем знать точную высоту здания или год постройки. Главное – оставить впечатление от эпохи. Но несколько фамилий архитекторов запомнить все-таки придется. Архитектура – единственный вид искусства, который нельзя игнорировать: она на нас очень влияет. Но парадоксально, что имен архитекторов практически никто не знает. Стыдно ведь не знать, кто строил город, в котором вы живете.
Уединение
Я противница организованных экскурсий по музеям. Мы стараемся рассказать что-то в автобусе, что-то — накануне вечером или перед походом в музей, устраиваем своего рода подготовку, обсуждаем интересные факты перед посещением того или иного места. Само же общение с культурными вещами должно быть сугубо личным, никаких походов парами, тройками, квадригами.