Ливан среди арабских стран может считаться самой европейской в этнокультурном плане страной (не считая, конечно, Мальты, которая все же не арабская). Большинство населения – христиане с французскими именами, французский язык у ливанцев – второй родной, история тесно связана с крестоносцами. При таких особенностях, казалось бы, надо и жить почти как Европа, но помешала гражданская война. Самое разрушительное влияние война оказала на энергетическую отрасль страны. Только сейчас в Ливане стали предприниматься попытки ее восстановить.
Страна блэкаутов
До гражданской войны в Ливане была 24-часовая подача электричества. Но конфликт разрушил значительную часть энергетической инфраструктуры страны. До сих пор этот сектор полностью не восстановился и не успевает за растущим спросом населения на электроэнергию. В результате в ливанской столице, Бейруте, происходят блэкауты на 3 часа в день, а за пределами столицы – на 12 часов, а иногда даже больше. Дополнение к энергетическим проблемам – проблемы финансовые, которым подвержена государственная энергетическая компания, Électricité du Liban. Она продает электричество по цене ниже себестоимости и по всей стране, включая территории, контролируемые группировками, такими как «Хезболла» и другие. Там люди за электричество вообще не платят. В результате компания является убыточной. Планы по приватизации компании и созданию независимого регулятора отрасли так и не были никогда реализованы.
Как решение вопроса возникла индустрия частных генераторов. Это кустарный способ, но глубоко вросший в отрасль промышленности. В более состоятельных территориях каждое здание имеет свой генератор. В более бедных общинах люди покупают электроэнергию от операторов, находящихся по соседству. При этом правительство прибегает к временным решениям, включая установку пары плавающих электростанций на баржах, находящихся на ливанском берегу, взятых в аренду у турецкой компании.
Токсичные генераторы
Помимо дороговизны и периодических стычек между владельцами, частные генераторы представляют еще одну проблему для населения. Исследование 2017 года Американского университета Бейрута показывает, что в плотно заселенном бейрутском районе Хамра уровень канцерогенов повышается на 60% в часы, когда государственное электричество отключено и работают частные генераторы. Они вырабатывают 38% дневного количества канцерогенов на этой территории. Исследователи констатируют, что из 588 осмотренных в Хамре зданий 53% имеют дизельные генераторы, в течение трехчасового отключения потребляющие 747 тонн топлива, что приводит к выделению 11 тыс. тонн оксида азота в год. Это в пять раз больше, если считать по выделению на душу населения, чем в считающемся одним из самых экологически неблагополучных городов мира Нью-Дели, столице Индии с населением более 18 млн человек.
По данным Всемирного банка, чтобы восстановить круглосуточную подачу электроэнергии, властям Ливана нужно $5-6 млрд, в то время как в год оно тратит на закупку топлива для национальной энергетической компании $2 млрд. Еще одной проблемой являются тарифы, устанавливаемые генераторами. Несмотря на то, что рынок частных генераторов является юридически и технически нелегальным, ливанское правительство в 2011 году установило ограничения на тарифы, которые могут взимать владельцы генераторов. Сейчас они составляют 23 цента за час за 5 ампер и 45 центов за 10 ампер. Но жители Ливана утверждают, что многие операторы все равно выставляют более высокие тарифы.
Одна из общин смогла решить свои энергетические проблемы, по крайней мере, временно. В городе Захле, в долине Бегаа восточнее Бейрута, частная энергетическая компания Electricité de Zahle восстановила старую электростанцию, несмотря на протесты владельцев частных генераторов. Потребители электричества с этой электростанции получают электричество 24 часа в день с 2015 года. Но договор компании о поставках электроэнергии истекает в этом году, и министр энергетики и водных ресурсов Ливана Сезар Аби Халиль сказал, что договор не будет обновлен, поскольку министерство хочет, чтобы распределением электроэнергии снова занялась государственная энергетическая компания.
Начало реконструкции
В последние месяцы некоторые политики возобновили требования 24-часовой подачи электричества. Сроки могут иметь решающее значение: поток из более чем 1 миллиона беженцев из соседней Сирии привлек вновь международное внимание к Ливану. Но когда война закончится, внимание будет переключено на финансирование восстановления Сирии, возможность же для Ливана получать международное финансирование прекратится. В начале февраля правительство анонсировало, что подписало первое государственно-частное партнерское соглашение с энергетическим сектором, согласившись работать с тремя компаниями, чтобы создать ветряные фермы в Аккаре, регионе к северу от Триполи. Некоторые реформы находятся в стадии реализации. Еще в 2010 году был разработан стратегический план для сектора электроэнергии, он позволит создать генерирующие мощности на 700 МВт. Эти мощности состоят из трех находящихся на земле электростанций в Зоуке, Джиехе и Дейр Аамар. Две из электростанций сейчас сданы в эксплуатацию и подключены к сети, несмотря на то, что административно их сдача отложена. Реформы также включают тендер на покупку 850 МВт электроэнергии и ввод в эксплуатацию электростанций Селаата и Захрани. Было построено три плавучих станции регазификации, деятельность которых снизит стоимость выработки электроэнергии минимум на 40%.
Основной в настоящее время проект – строительство под Аккаром ветряных электростанций. Три частных компании в Аккаре получили разрешения построить ветряные фермы в этом северном регионе Ливана, чтобы генерировать 200 МВт электроэнергии вкупе. Эти компании Hawa Akkar, Lebanon Wind Power и Sustainable Akkar. Компании согласились продавать электроэнергию государственной компании Electricité du Liban по цене 11,3 цента за кВт/час. Однако правительство сейчас ведет переговоры с этими компаниями, чтобы снизить тарифы. Согласно председателю Ливанского центра энергосбережения Пьеру Хоури, желаемая ставка находится между 10,1 и 11,3 центами. Как только компании и правительство договорятся о цене, будет подписано соглашение о покупке электроэнергии. Переговоры могут занять до трех месяцев. Строительство ветряных ферм, на каждую из которых уйдет по 18 месяцев, будет начато только после проверок безопасности. Проект завершат к 2020 году.
Ветреное будущее
Ливанское правительство пообещало в 2009 году на Копенгагенском климатическом саммите, что Ливан будет в состоянии производить 12% своего электричества из возобновляемых источников. В 2010 году местное Министерство энергетики протестировало ветер в Ливане. Согласно результатам, Ливан вполне подходит для того, чтобы обеспечивать себя электроэнергией за счет силы ветра. Однако пока в стране нет ветряных ферм, хотя есть несколько домов, которые генерируют для себя энергию при помощи ветра. В марте 2017 года ливанский Кабинет министров утвердил план реформ национальной энергетической отрасли. Министр Сезар Аби Халиль указал, что одно из основных направлений развития отрасли – генерирование электроэнергии за счет солнца солнечными электростанциями на берегу. Эти станции должны соответствовать растущему в Ливане интересу к солнечной энергии.
История генерирования энергии за счет солнца начинается в Ливане с 2010 года. В 2011-2015 годах был запущен Национальный план действий по энергетической эффективности. Всего он включал в себя 14 проектов, из которых половина относилась к сфере солнечной энергетики. Сейчас целью плана является достижение 12-процентной доли возобновляемой энергии к 2020 году, по состоянию на 2018 год доля составляет 6,7%. Бюджет национального плана составляет около $1,7 млрд, из которых 70-80% должны приходиться на частный сектор.
Автор: Роман Мамчиц
Источник
Автор: rina