В течение последних нескольких месяцев «Инвест-Форсайт» провел целый ряд интервью с руководителями российских венчурных фондов и всем им задавал один и тот же вопрос: инвестиции в какие сферы вы считаете перспективными в ближайшем будущем? Сегодня мы решили собрать вместе ответы наших экспертов и таким образом представить на суд читателя комплексное видение: какие сферы бизнеса и технологии выглядят наиболее перспективными и привлекательными в глазах профессиональных инвесторов. Именно с такими приоритетами российские инвесторы встречают 2019 год. Итак, инвестиции в какие сферы вы считаете наиболее перспективными?
Художник: Юрий Аратовский
Михаил Эрман, директор Бизнес-инкубатора НИУ «Высшая школа экономики»
– Мне кажется, это персональные помощники, в том числе робототехнические. Поскольку сейчас появится и активно будет использоваться стандарт 5G, будет еще раз виток всего, связанного с интернетом вещей, с технологиями, которые позволяют передавать данные через 5G-сеть, с различными датчиками. Также мы видим, что сильно развивается отрасль самоуправляемой техники. Естественно, в этих направлениях будут вопросы, связанные с безопасностью, поэтому мы увидим новый виток поиска стартапов, связанных с кибербезопасностью.
Артем Инютин, сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда TMT-Investment
– Я думаю, облачные проекты, шеринговая экономика, маркетплейсы, блокчейн и e‑commerce продолжат хороший рост в ближайшее время. В долгосрочной перспективе верю в искусственный интеллект, финтех, дополненную реальность и роботов. Считаю, что по всему миру очень хорошие перспективы у краудинвестинга. Россия, конечно, даже среди развивающихся стран выглядит на этом рынке пока довольно бледно. Дело в том, что в нашем законодательстве, в отличие от европейского и американского, очень плохо прописаны коллективные инвестиции: круг участников, риски, права и обязанности, какие издержки. Поэтому нашим инвесторам особенно важно работать с проверенными и надежными площадками-лидерами: StarTrack, Aktivo, Boomstarter. Конечно, побеждать будут грамотные сделки, где есть хороший лид-инвестор, который за всех сделал работу по due diligence. Соинвесторы, имеющие хорошую инвестиционную модель и верящие не только в проект, но и в лид-инвестора, будут делать эффективные сделки. В ICO же все эти правила нарушены: соинвесторы, как правило, не имеют никакой инвестстратегии, не разбираются в бизнесе компании, не имеют никакого due diligence. Именно поэтому в 2018 и в ближайшие годы мы много услышим про дурацкие инвестиции и развалившиеся компании. Так что ICO был бы прекрасным инструментом и для инвесторов, и для стартапов, если бы требования к нему были бы похожи на IPO: проект имеет квалифицированный due diligence и прозрачную отчетность, какое-то корпоративное рейтингование, инвесторы защищены как держатели акций. В этом процессе, конечно, будет наведен некоторый порядок с запуском токенов-секьюритиз. Именно поэтому сейчас везде в мире ICO заменяется на private placement с узким кругом профессиональных инвесторов. Верю, что в будущем с наведением порядка в законодательстве обновленное ICO продолжит быть привлекательным инструментом. Что касается России, то торможение развития коллективных инвестиций во многом связано с отсутствием соответствующего законодательства, которое защитило бы инвесторов.
Максим Волохов, сооснователь Admitad и руководитель инвестиционного фонда Admitad Invest
– Могу судить только про интернет-проекты. Здесь пока по-прежнему в фаворе будут SAAS, AI, FinTech и стартапы, которые пробуют оцифровать вовсе не цифровые ниши, например AgroTech.
Михаил Поликутин, президент инвестиционного дома RPK Capital
– Назову три сферы. Медицина – с точки зрения первичной диагностики. Блокчейн и цифровые технологии. Искусственный интеллект. Здесь надо сказать, что им занимается ограниченное количество компаний, которые обладают достаточными ресурсами. Тем не менее само направление, безусловно, перспективное. В целом проект в любой сфере, если его бизнес-модель подразумевает сравнение стоимости клиента с LTV в размере икс 4, можно считать перспективным.
Олег Погожев, генеральный директор инвестиционной компании Perspective Projects Venture
– Искусственный интеллект и, соответственно, все, что связано с данными: машинное обучение и т.д. Робототехника, VR, ER сейчас на пике. Плюс на Западе есть такое направление (у нас пока его вообще никто не понимает) – экстремальная логистика: доставка теми же дронами в сложнодоступные регионы. Кстати, в России это имеет потенциал: у нас дороги-то далеко не везде. Если отъехать на две-четыре тысячи километров от Москвы, их практически нет. В Африке эта тема очень востребована. Там возят медикаменты именно дронами. Небольшие посылки до 900 граммов. Плюс есть зарождающиеся рынки, которых у нас еще нет. Это «пропертитех» – технологии на стыке с недвижимостью. «Лигелтек» связан с искусственным интеллектом – это выполнение рутинных бизнес-процессов юридических компаний с помощью робота, который один может замещать до 250 человек. Уже есть мировые кейсы: компания убирает из штата 95% юристов, оставляет только ключевых людей, которые, собственно говоря, дают задачи программистам. Дальше все делают роботы. Мы в этих направлениях крутимся, мы их понимаем. Но, другое дело, что у них гораздо более длинный горизонт окупаемости. Заходить в искусственный интеллект – это тратить минимум два-три года на то, чтобы настроить нейросети, потом они уже начнут давать какие-то плоды. Это, скорее, для фондов с длинными деньгами.
Елена Волотовская, вице-президент по инвестициям Softline и руководитель фонда Softline Venture Partners
– В ближайшем будущем мы делаем особую ставку на развитие таких отраслей, как кибербезопасность, интернет вещей, искусственный интеллект и индустрия 4.0. При этом основными «мейджорами» в плане роста станут рынки AI (ИИ) и cybersecurity. Наиболее заинтересованными отраслями в части услуг «кибербезопасности» являются банковская, промышленная и государственная сферы. Банковская сфера в РФ ежегодно терпит убытки от внешних угроз в миллиардном размере. В период с 2017 по 2025 гг. рынок AI будет расти ежегодно. Достаточно просто взглянуть на ретроспективную картину покупок стартапов крупными IT-гигантами: за период с 2012 по 2016 гг. объем сделок по покупке стартапов вырос с 160 до 658 в количественном выражении и с $589 млн до $5 млрд в денежном. На российском рынке можно отметить две крупные сделки в области AI: приобретение доли Vision Labs фондом Systema VC и покупку NtechLab фондом Impulse. Обе сделки являются также хорошими индикаторами оценки перспектив отрасли с точки зрения профессиональных инвесторов. Смотрим мы и на решения, связанные с умным и безопасным городом.
Сергей Богданов, руководитель и учредитель венчурного фонда Yellow Rockets
– По большому счету, какого-то четкого фокуса на определенную отрасль у нас нет. Мы инвестируем в финтех, ритейл – в России этот рынок живой и емкий. Верим в идеологию, что посредников станет меньше, ищем отрасли, где от них можно избавиться. Также нас интересуют проекты, которые работают с искусственным интеллектом, ведут разработки в области безопасности, медицины, в аэрокосмической тематике. В перспективе интересен рынок интернета вещей, особенно промышленного интернета, но пока на нем нет сделок: нет примеров, чтобы корпорации покупали стартапы. Похожая проблема на фудтех-рынке – сделки появляются, выходов нет, но есть несколько корпораций, которые пристально следят за этой темой, и мы, соответственно, тоже наблюдаем. Кроме того, в недалекой перспективе нам очень интересен рынок транспорта и мобильности в целом.
Павел Черкашин, сооснователь фонда Mindrock Capital
– Есть несколько специализированных областей, у которых есть очень большой потенциал. В первую очередь это Life Science-технологии – продление жизни, борьба с болезнями, в них идет очень большой прогресс на основе генетики, анализа ДНК, больших вычислений, но мы просто в них мало понимаем.
Сергей Фрадков, управляющий партнер венчурного фонда iDealMachine
– Мы видим большой интерес и перспективы в инвестициях в VR/AR, финтех, медицину и искусственный интеллект.
Источник
Автор: rina