Проекты из области продления человеческой жизни (индустрия anti-age) еще буквально 5 лет назад не пользовались вниманием инвестфондов. Однако последние оценки рынка показывают новый тренд – все больше инвесторов делают на них серьезную ставку, утверждают аналитики компании CB Insights в исследовании «Будущее старения? Стартапы и инновации, которые помогают жить дольше и лучше». В том числе интерес подогревают поиски лекарства от рака – чаще всего онкологию обнаруживают у лиц пожилого возраста (медианный возраст составляет 66 лет), а значит, не исключено, что с пониманием механизмов развития этого заболевания люди научаться бороться и со старением. «Инвест-Форсайт» рассказывает о ключевых инвестиционных трендах, приведенных в докладе CB Insights.
Художник: Юрий АратовскийПошли в рост
Во многом росту интереса способствует рост числа клинических испытаний, направленных на борьбу со старением. Если в 2012 г. их было лишь 73, то уже по итогам 2017 г. цифра выросла почти вдвое (всего на год пришлось 139 исследований, касающихся проблемы старения), а по итогам 2018 г. цифра увеличится до 145. Как отмечают в CB Insights, на 2018 год в индустрии пришелся наибольший объем инвестиций – участники рынка смогли привлечь сумму, близкую к $800 млн (для сравнения – еще в 2014 г. объем вложений составлял около $100 млн). Растет количество сделок, за последние 6 лет больше всего их пришлось на 2017 г. (в CB Insights насчитали 25, годом ранее было 13). Наконец, за последние годы рынок стал более зрелым – если в 2013-2015 гг. большая часть сделок приходилось на seed-стадии и ангельские инвестиции, то в 2017-2018 гг. выросло число раундов серии А.
Что касается ключевых направлений, в которых работают участники индустрии anti-age по всему миру, то в CB Insights выделяют сразу пять. На первом месте – борьба со старением с помощью фармацевтических препаратов. Самым популярным здесь остаются сенолитики (препараты, позволяющие бороться с постаревшими и переставшими делиться клетками), рапамицин и его аналоги (вещества, способные влиять на иммунные функции организма), а также метморфин (препарат, предназначенный для лечения диабета 2 типа, однако, возможно, обладающий способностью влиять на процесс окисления и воспаления, с которыми и связывают старение). Также отсрочить старение участники отрасли пробуют с помощью регенеративной медицины (ставку делают на плацентарные препараты), за счет специализированных пищевых добавок (речь идет о формах витамина В3), новых схем питания, базирующихся на ограничении калорий, и даже регулярных переливаниях крови.
Не только инвестфонды
Интерес к рынку anti-age вырос настолько, что в мире уже появились и вовсю работают инвестструктуры, которые фокусируются исключительно на вложениях в эту индустрию, отмечают авторы исследования. В том числе речь идет о The Longevity Fund Лауры Деминг, самого молодого венчурного инвестора США. Последний вложился в проекты UNITY Biotechnology, Metacrine, ALX Oncology и Precision Biosciences. Объем вложений фонда на текущий момент составляет $37 млн. Другим заметным инвестором называют фонд Kizoo Technology Ventures, который инвестировал с 2013 г. в 4 стартапа, включая AgeX Therapeutics, CellAge, Antaxerene и Elevian. В anti-age-стартапы также вкладывается миллиардер Джим Меллон, уже инвестировавший в Juvenescence, Insilico Medicine и AgeX Therapeutics.
Вкладываются в борьбу со старением и фармкомпании, правда, их опыт пока противоречив. Например, корпорация GlaxoSmithKline (GSK) в 2013 г. была вынуждена закрыть компанию Sirtris Pharmaceuticals, специализирующуюся на борьбе со старением (ранее GSK заплатила за нее $727 млн.). Стартап работал над лекарством на основе ресвератрола (вещество из кожицы красного винограда), но его эффективность не удалось доказать.
Однако есть и успешные вложения. В частности, корпорация Novartis еще с 2014 г. исследовала эффект аналога рапамицина для усиления иммунной системы у пожилых людей. Увеличение сопротивляемости инфекциям было доказано в ходе клинических испытаний в 2018 г. Биотехнологический гигант Celgene участвует в продвижении научно-исследовательского проекта Celerity, занимающегося проблемой долголетия (ставку делают на плацентарные стволовые клетки). В прошлом году компания получила $210 млн, в том числе от Celgene.
Отдельное место на рынке занимает корпорация Google. Последняя контролирует компанию Calico, которая остается самым обсуждаемым стартапом anti-age, пишет CB Insights. Компания совместно с фармацевтическим гигантом AbbVie развивает R&D-центр, сосредоточенный на проблемах старения и возрастных болезнях. В последний компании поэтапно вложили более $1,7 млрд. Также стартап заключил партнерское соглашение с биотехнологической компанией С4 Therapеutics – вместе они работают над лекарством от «возрастных заболеваний». Наиболее растиражированными стали исследования Calico с участием голых крыс-землекопов: процессы старения у последних крайне замедлены, также они устойчивы к раку, что, возможно, поможет в будущем найти ключ к борьбе с этими недугами для человека.
Россия на обочине
Внимание инвесторов к рынку anti-age понятно, ведь количество пожилых людей в мире достигло беспрецедентных величин и будет дальше увеличиваться. Ожидается, что людей старше 65 лет к 2030 году станет 13% от мирового населения, отмечает управляющий партнер «РМИ Партнерс» Максим Горбачев.
Привлекательными оказываются не только вложения в «эликсир бессмертия», но и поиск решений для повышения качества жизни в пожилом возрасте и устранения проблем со здоровьем, будь то старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера или возрастное нарушение зрения (пресбиопия). Именно поиском решения для лечения последней занималась компания Revision Optics, в которую ранее инвестировал фонд РМИ. Другое дело, что такие инвестиции связаны с рисками и не всегда удачны. Например, решение по лечению болезни Альцгеймера, несмотря на многомиллионные инвестиции большой фармы, пока не найдено, уточняет Максим Горбачев.
Не удивлен вниманию к теме борьбы со старением инвесторов генеральный директор Gero Николай Ковтуненко.
«Инвестиции в старение – это тренд. Мы наблюдали их бурный рост в 2017 и 2018 гг., и нет оснований ожидать, что он замедлится в ближайшем будущем. В борьбу со старостью вкладываются ведущие игроки Кремниевой долины, такие как Venrock, Founders Fund, Arch Venture Partners, и даже такие крупные институциональные инвесторы, как Fidelity», – уточняет он.
К тому же разработка препаратов нового механизма действия – крайне дорогой и долгий процесс, который редко осуществляется на деньги одного инвестора. Как правило, в успешные проекты такого рода на разных этапах вкладываются и фармкомпании, и технологические корпорации, и инвестфонды. Например, в одного из лидеров рынка борьбы со старением, компанию Unity, которая уже вышла на IPO, на стадии стартапа инвестировали и фонды (например, Partner Fund Management и Bezos Expeditions), и международная биотех-компания WuXi, и клиника Mayo.
Увы, но мировые тренды обходят стороной российский рынок. К сожалению, в силу особенностей инвестклимата и состояния науки, в стране пока очень мало компаний и инвесторов, которые публично заявляют об исследованиях старения или финансируют их, объясняет Николай Ковтуненко.
«Есть несколько частных, непубличных инвесторов, как правило, из категории family office, которые вкладываются в подобные проекты. В основном они выбирают зарубежные компании», – говорит Николай Ковтуненко.
Из публичных игроков он называет российского мультимиллионера, сооснователя сети салонов сотовой связи «Евросеть» Тимура Артемьева, а также фонд Bioprocess Capital Partners.
Автор: Ольга Блинова
Источник
Автор: rina