Почти год назад в Астане начал работу международный финансовый центр, участниками которого уже стали крупнейшие китайские банки, международный корпорации и российские компании, такие как «Лукойл». Руководство Казахстана решило создать финансовый хаб с уникальной для постсоветского пространства правовой системой английского общего права, и спустя год после открытия стало очевидно: амбициозные планы по превращению Астаны в финансовый центр всего Евразийского региона реализуются.
Сегодня среди участников Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) уже более ста компаний. Через пару лет их количество, по словам управляющего МФЦА Кайрата Келимбетова, достигнет нескольких сотен. Российские экономисты, оценивая итоги первого года работы астанинского финцентра, говорят: рано пока давать оценки работе новой структуры, но интерес к привлечению инвестиций на площадке финансового центра со стороны бизнеса из стран региона очевиден, и в случае успешных примеров размещения бумаг на новой бирже Астаны такой опыт может стать заразительным.
В МФЦА уверены, что количество предпринимателей, желающих вести дела в Казахстане по нормам британского права, с налоговыми и регистрационными льготами, с набором всех сервисов по принципу одного окна, будет только расти. Тем более теперь, после открытия биржевой площадки AIX, акционерами которой наряду с МФЦА стали GoldmanSachs, Шанхайская фондовая биржа, Фонд Шелкового пути и NASDAQ.
Торжественное открытие финансового центра стало событием международного масштаба: 5 июля в Астану приехали представители финансовых кругов со всего мира, которых встречал президент страны Нурсултан Назарбаев. Первой компанией, проводившей листинг на новой биржевой площадке МФЦА, стал государственный «Казатомпром» – лидер урановой отрасли, на чью долю приходится 20% мировой добычи урана. В ближайшее время ещё несколько крупнейших госкорпораций, на которые приходится более 35% ВВП Казахстана, проведут здесь IPO.
Среди участников церемонии было множество представителей российского бизнеса и компаний из постсоветского пространства. Для российского, белорусского, грузинского, азербайджанского бизнеса вопрос привлечения внешних капиталов – достаточно прикладной. Поэтому эксперты МФЦА заметили большой интерес со стороны предпринимателей из стран постсоветского пространства к тому, чтобы найти внешних инвесторов. В течение последних пары месяцев эксперты финансового центра «Астана» провели презентации в крупнейших российских городах – Москве, Краснодаре, Казани, а также в столицах бывших постсоветских республик – Баку, Минске и Тбилиси.
Презентации финцентра вызвали интерес со стороны бизнеса: от компаний поступило более 20 писем о намерении работать в МФЦА. По мнению экспертов, такой интерес к привлечению инвестиций вполне ожидаем. Как ранее отмечал заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский, быстрорастущему евразийскому рынку катастрофически не хватает инвестиций – исправить ситуацию может появление полноценных финансовых хабов, которые открывают этот рынок для капитала из разных стран.
Как заметил на презентации МФЦА в Казани научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, все шансы превратиться в полноценный финансовый хаб на уровне мировых аналогов у Астаны есть:
«Так как деньги идут туда, где их можно приумножить, и чем быстрее, тем лучше».
Появление международного финансового центра «Астана» положительно воспринимается многими российскими экономистами.
Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС
– МФЦА – достаточно молодая платформа, поэтому делать прогнозы в цифрах еще просто рано: необходимо, чтобы наработалось больше статистики. Но важно отметить позитивные свойства центра – здесь решено использовать британское право. Это очень необычный прецедент, когда по всей стране действует одна система права, а в самом финцентре – другая. Довольно смелый эксперимент, который потенциально со временем может принести интересные плоды. Что касается созданной в Астане биржи: российские биржи с вниманием относятся к опыту казахских коллег и внимательно наблюдают. Возможно даже, некоторые нововведения будут использовать. Что касается бизнеса: некоторые российские предприятия, находящиеся в сопредельных с Казахстаном регионах и имеющие с ним хозяйственные связи, попробуют привлечь капитал именно на этой площадке. Некоторое время назад из-за увеличения налоговой нагрузки в России мы уже наблюдали перетекание бизнеса в Казахстан, но оно не носило какого-то массового характера: воспринималось скорее как статистическая особенность некоторых регионов. Но, весьма вероятно, кто-то из такого типа предприятий попробует использовать астанинскую площадку для привлечения капитала, и если хорошо получится, то не исключено, что тенденция распространится.
Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ»
– Любые проекты, направленные на улучшение делового климата и увеличение притока инвестиций в страны-участницы ЕАЭС, безусловно, полезны. На таких площадках не только представляются проекты, которые могут быть интересны контрагентам из соседних стран, но и завязываются полезные деловые связи, обсуждаются проблемы, которые препятствуют взаимной торговле и совместному сотрудничеству, создаются предпосылки доля организации совместных предприятий. Финцентр в Астане призван выполнять все перечисленные функции. Самое важное в функционировании подобных проектов – чтобы их работа не переходила в сугубо формальную область, озвучиваемые темы не выхолащивались пустыми декларациями и лозунгами, а несли бы в себе рациональное зерно. Будем надеяться, международный финансовый центр «Астана» избежит подобных негативных моментов и послужит делу расширения деловых связей между нашими странами, что особенно важно в условиях нынешней нестабильной геополитической обстановки.
Константин Ордов, профессор финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова
– Единство и борьба финансового рынка ЕАЭС подстегивает динамичное развитие финцентров во всех странах бывшего союза. У финансового центра в Астане много перспектив, но его развитие может встретить и некоторые сложности, все по одной причине – из-за трансграничного характера современной финансовой системы.
Михаил Кузнецов, директор Центра системных трансформаций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, независимый корпоративный директор
– Истинным мерилом успеха астанинского финцентра стала бы практика, при которой казахстанская или российская компания, следуя стандартам и правилам МФЦА и используя инфраструктуру Центра, смогла бы провести успешное размещение ценных бумаг с «премией» к аналогичному размещению на «локальном» рынке и минимизацией дисконта по сравнению с иными международными финансовыми центрами. При достижении такого состояния можно было бы с уверенностью заявить о существенном вкладе и ценности проекта для трансформации финансового рынка не только Казахстана и Центральной Азии, но и всего евразийского пространства.
Александр Воронков, венчурный инвестор
– Учитывая некую напряженность в торговых отношениях участников ЕАЭС, появление структуры (МФЦА – ред.), которая упростит процесс взаимодействия бизнеса и инвесторов, очень кстати. Союзы вроде ЕАЭС имеют большие сложности в сфере взаиморасчетов, ставок и пошлин. Это иногда создает «скользкие» моменты для высшего руководства: ярким примером является недавний спор президента Белоруссии Александра Лукашенко с российским президентом Владимиром Путиным относительно цен на газ, а также по другим вопросам. Именно поэтому создание такой организации, как МФЦ «Астана», является одним из ключевых моментов для стабилизации взаимоотношений между финансовыми партнерами. Более того, на базе такой структуры можно реализовывать практически любые экономические решения, начиная от регулирования процесса взаимодействия между инвестором и бизнесом и заканчивая четким регламентом поставок на государственном уровне.
Сергей Санакоев, руководитель Российско-Китайского аналитического центра
– Китай сегодня очень активно как на частном, так и на государственном уровне экспортирует капитал. Во многих случаях экспортное кредитование сопровождает проекты, где задействованы китайские строители или китайская техника. Именно поэтому инвесторам из Поднебесной, безусловно, интересен проект МФЦА. Это подтверждает: сближение Китая и стран ЕАЭС – не просто намерение, а свершившийся факт. Неслучайно председатель КНР Си Цзиньпин анонсировал инициативу «Пояс – Путь» именно в Казахстане в августе 2013 года. Чуть позже, в 2015 году, глава китайского государства и российский президент Владимир Путин подписали заявление о сближении внешнеэкономических доктрин ЕАЭС и проекта «Пояс – Путь». Мы видим, что сотрудничество стран региона с Китаем строится в многостороннем формате.
Авторы: Анна Орешкина, Ольга Блинова
Источник
Автор: rina