Всем известно, что крупные корпорации, тем более государственные, – далеко не образец менеджмента: им свойственны громоздкость, бюрократизм, недостаточная восприимчивость к инновациям. Но, может быть, ситуация постепенно меняется к лучшему? Об этом «Инвест-Форсайт» беседует с Михаилом Кузнецовым, доцентом кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.
Художник: Юрий Аратовский– Какие, на ваш взгляд, сегодня главные проблемы корпоративного управления в крупных российских корпорациях?
– Система корпоративного управления в России в последние 20 лет пережила несколько трансформаций. В начале 2000-х при высокой концентрации капитала основной проблемой было повсеместное нарушение прав миноритарных акционеров. В середине нулевых многие российские компании, выходившие на зарубежные рынки капитала, перенимали «внешние» атрибуты корпоративного управления, приглашали независимых директоров, повышали прозрачность деятельности. В 2014 году был принят обновленный российский Кодекс корпоративного управления, который в целом соответствует международным стандартам. Одновременно государство стало уделять значительно больше внимания качеству корпоративного управления в госсекторе. Сегодня идет поступательное внедрение принципов корпоративного управления в крупнейших публичных российских компаниях. Вместе с тем традиционные проблемы российской практики корпоративного управления остаются: невысокий уровень прозрачности и качества внутреннего контроля, нарушения прав миноритарных акционеров, в отдельных случаях (вспомним санацию крупных частных банков в 2017 году) – нарушения в отношении одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
– В чем причина сохранения проблем?
– Низкие темпы роста, стагнация экономики при сохранении модели концентрированной собственности (уровень концентрации собственности в крупнейших компаниях по-прежнему более 60%), высокой доли государства в экономике и в целом слабой роли совета директоров создают стимулы для нарушений, так как на уровне самих компаний не сформирована надежная сбалансированная система «сдержек и противовесов», обеспечивающая контроль за деятельностью менеджмента, а внешние санкционные ограничения и высокая неопределенность сужают горизонт планирования и снижают инвестиционную активность компаний.
– Почему, на ваш взгляд, крупнейшие российские корпорации предпочитают не работать с «открытыми инновациями», с внешними стартапами, а ограничиваются в основном своими внутренними разработками?
– В России еще не вполне сформировался венчурный рынок. Да, возникает много интересных стартапов, они получают несколько раундов финансирования, а затем сталкиваются с проблемой низкого корпоративного спроса со стороны российского бизнеса. Крупные же российские корпорации предпочитают покупать не бизнесы, а людей и команды, так как при отсутствии рынка просто могут себе это позволить.
– Может ли государство влиять на качество корпоративного управления в компаниях с государственным участием? Предпринимаются ли меры в этом направлении? Что бы вы рекомендовали нашему государству?
– Может и влияет. С 2013 года многое сделано для улучшения качества корпоративного управления в российских компаниях с госучастием. Крупнейшие публичные компании приняли дорожные карты по внедрению рекомендаций Кодекса корпоративного управления, произошли улучшения в стратегическом планировании, структуре советов директоров, качестве корпоративных процедур, системах вознаграждения. Вместе с тем уровень прозрачности компаний с госучастием за пределами крупнейших публичных компаний остается достаточно низким.
– В каких из российских крупных компаний вы могли бы отметить успехи по улучшению качества корпоративного управления?
– Сбербанк, «Алроса», ВТБ, «Аэрофлот», АФК «Система», МТС и другие.
– Какие основные тренды в обучении корпоративному управлению в ВШКУ РАНХиГС?
– Использование «кейс-метода», работа в малых группах, развитие навыков коллегиального принятия решений, внедрение бизнес-симуляторов.
Беседовал Константин Фрумкин
Источник
Автор: rina