Илья Крылов работал в международной юридической компании в Москве, хорошо знал логистический бизнес. В 2014 году по личным причинам вернулся на родину в Краснодар и решил открыть с двумя бывшими коллегами из краснодарского «Тандера» компанию по международным автомобильным перевозкам (они занимались тем же). Друзья вчетвером организовали ООО и начали привлекать первых клиентов.
Как раз в этот момент «Тандер» менял подрядчика по перевозу грузов из Сербии; Крылов решил перехватить заказ. Но оказалось, что «Тандер» не работает с бывшими сотрудниками. Тогда «Бизон Карго» – так назвали свою компанию партнёры – обратилась к самим поставщикам фруктов и овощей в Испании, Италии, Литве и Сербии. Они производили фрукты, необходимость отправлять фуры в Россию была постоянно. С ними и договорились.
Своих водителей и фур у «Бизон Карго» не было. Фуры, купленные еще до начала бизнеса, пришлось продать – они подходили только для перевозки на небольшие расстояния. Компания решила организовать процесс без этого. Главной компетенцией стала безупречная организация поставки грузов. Фуры с водителями нанимали за собственные деньги в России и Европе у частных владельцев. На старте потребовалось чуть меньше миллиона рублей. Готовили документы для таможни, разрабатывали схемы движения. Контролировали передвижение на всем пути. Заказывать доставку большого объема фруктов и овощей у логистических компаний российским заказчикам невыгодно, так как для перевозки большого объема у них не хватает ресурсов и уровня контроля. На таможню машины должны приходить по чёткому графику: простой в один день несёт за собой штрафы. Машины не должны приходить одновременно, иначе клиенту не хватит сил для разгрузки.
Сотрудники «Бизон Карго» связываются с таможней и договариваются о графике приема и растаможивания машин, связываются с клиентом и обговаривают удобное время приёма. Для клиентов работает сервис, который позволяет в любой момент выяснить, где находится груз.
«Транспорт – такое дело, всегда что-то происходит, – говорит Илья Крылов. – Машины застревают на границах. Отправители европейские ошибаются с документами. Нужно переделывать контракты, инвойсы, упаковочные листы. Всю эту головную боль берем на себя. Клиента беспокоим в последний момент, если без него уже никак. Но ему удобнее отдать все нам, чем держать логистический штат сотрудников».
Бизнес стал успешен почти сразу. Подрядчики платили за доставку уже после выполненных заказов, которых было около 100 в месяц. Но перевозка фруктов у новой компании закончилась быстрее, чем думали. В августе 2014 года Россия ввела санкции против европейских фруктов и овощей. 30 машин застряли прямо на границе: началась паника, их пришлось разворачивать и потерять в деньгах. Итальянские поставщики так и говорили: «Вот пусть вам теперь ваше государство платит». Импорт фруктов и овощей стал перетекать в Турцию. Переориентировались на неё. Начали искать поставщиков оттуда, снова наладили процесс, хотя было непросто: работать с турками оказалось сложнее.
«Мешали культурные и деловые различия, – объясняет Илья Крылов. – Работа строится только по предоплате. У турков часто бардак в делах. Одно и то же нужно проговаривать по пять раз, чтобы начались какие-либо действия с их стороны».
Организация одной поездки для клиента (российские перекупщики, торговые сети) из Турции стоила $5 тыс. Как только вышли на предыдущие объемы перевозки свежих овощей и фруктов, и это направление сошло на нет: после инцидента со сбитым российским лётчиком Россия запретила и турецкие фрукты.
Снова встал вопрос: чем заниматься дальше? Пробовали возить медицинские препараты, но не получилось полноценно зайти на рынок. Фармацевтические компании неохотно меняли логистического оператора. После начали плотнее работать с агропромышленными комплексами в самом Краснодарском крае. Ездили по региону, знакомились. Сельское хозяйство стало хорошо субсидироваться. Так получилось, что «Бизон Карго» оказался логистическим партнёром сельхозпредприятий, которые стали использовать политику импортозамещения и активно развивать агробизнес. Они закупали семена, удобрения, сельхозоборудование, фасовочные линии, трактора, химикаты из Европы. Илья Крылов с партнёрами подстроились под тренд и стали договариваться с краснодарскими фермерами о поставке грузов.
«У нас много клиентов экспортных. В Италии мы компания больше узнаваемая, чем в России. Половина итальянцев, которые приезжают на сельхозвыставки в Краснодарский край, – наши клиенты. Часто по условиям контрактов ответственность за доставку ложится на поставщика. Молва расходится, итальянцы чаще нанимают нас, – говорит Илья Крылов. – Выигрываем конкурентную борьбу у литовских перевозчиков по качеству услуг: у литовцев цена ниже».
У компании появились и проектные поставки. Для облицовки краснодарского стадиона, который построил Сергей Галицкий, «Бизон Карго» привозила камень из Италии: по легенде, из того же карьера, из которого брали камень для строительства Колизея.
Стадион «Краснодар»Также были заказы на 50 машин с доставкой уже взрослых деревьев из Европы. Для казино в Сочи привозили игровые автоматы со всей Европы. Половина водителей с фурами – европейцы. Оборот компании с каждым годом растёт. В 2014 году он составлял 43 млн рублей, в 2015 году – вырос до 65 млн рублей, в 2016 году – 79 млн рублей, в 2017 году – 110 млн рублей, в 2018 году – 180 млн рублей. Плотное общение с сельхозпроизводителями привело к тому, что Илья Крылов с партнёрами задумались о собственном инвестиционном проекте. Партнёры заметили, что с началом импортозамещения российские фермеры стали больше высаживать яблоневые сады.
«При этом грушевые сады никто не высаживает, – говорит Илья. – Мы проводили исследование. Даже с учётом личных подсобных хозяйств рынок груш в России свободен. Груша, которая производится сейчас, низкого качества, калибра, имеет плохой окрас. Мы хотим, чтобы наша груша была хорошего калибра, ценного окраса. Сейчас цена на грушу в среднем на рынке $2 за кг, и это за плохое товарное качество. А хорошее качество стоит $4 за кг. Основные потребители груши – ритейл, опт, розница, санатории, гостиницы, так как груша считается лечебно-профилактическим продуктом».
Партнеры хотят создать грушевый сад в Краснодарском крае по интенсивной технологии. Компания уже сотрудничает с итальянским агрономом, планирует закупать оборудование для выращивания груш – все, вплоть до системы капельного полива. Сейчас компания ищет подходящий земельный участок, анализирует почву. Всего в проекте задействовано 4 сотрудника, планируется 50. Проект в целом требует 4 млрд рублей на сад размером 1200 га. Сейчас в проект планируется вложить 150‑200 млн рублей. Инвестиции на проект использовали собственные. Скоро в проекте появятся и заёмные средства – идут переговоры с ВЭБом и Министерством сельского хозяйства Краснодарского края.
Урожай планируется снять на третий год после посадки – 15 тонн с гектара. На четвертый год – 30 тонн с гектара. Если груша будет высокого товарного качества, Илья Крылов и его партнёры планируют продавать её по цене, равной или ниже импортной груши среднего товарного качества.
«Основная идея в том, чтобы сделать грушу доступной, – говорит Илья. – Сейчас, когда потребитель приходит в супермаркет, он видит на полке яблоки по низкой цене, а рядом груша по цене в три раза выше. Если цена яблока и груши будет примерно сопоставима, уровень потребления повысится, и мы сможем занять на рынке прочное место».
Автор: Надежда Румак, национальная премия «Бизнес-Успех»
Источник
Автор: rina