• 15.11.2024 09:38
    Конец Британской империи

    Амбиции у старого льва еще есть, но силы уже кончились: 18 танков это все, что Британия может выставить на учения.

    Военные комментаторы и ведущие СМИ со вполне обоснованной иронией рассказывают  о больших военных учениях британской армии, официально проводимых в  качестве ответа на рост российской военной угрозы. После того, как  Россия провела сначала совместно с Беларусью «Запад-2017» (до 25 тысяч  солдат и офицеров, 680 единиц боевой техники, 70 самолетов и  вертолетов), а потом международные военные учения «Восток-2018» ( 300  тысяч состава ВС РФ, не считая контингента НОАК и армии Монголии, более 1  тыс самолетов и вертолетов, до 36 тысяч всякой бронетехники и  артиллерии, до 80 боевых кораблей всех типов и видов), британский лев,  долгое время позиционировавший себя главным защитником Европы от  российской военной угрозы, тоже решил грозно «ответить». И тоже  крупнейшими в своей нынешней истории военными учениями Saif Sareea III.  Правда, проходят они в Омане.

    С этого момента ирония и начинается, потому что вооруженные силы Ее Величества смогли выделить весьма скромный контингент  из всего 5,5 тыс человек, 200 машин, включая джипы спецназа, всего 18  (!) танков, шесть военных кораблей, одни десантный борт и только восемь  истребителей-бомбардировщиков Typhoon. Больше бюджет Короны потянуть уже  не в состоянии.

    Получилось это по одной простой причине.  Британская монархия в итоге так и не сумела подняться над примитивной  колониальной моделью экономики. Если очень грубо, пока государство  существовало на фундаменте имперских взглядов, вопрос размера расходов  носил чисто утилитарный характер, сводясь в первую и главную очередь к  нормативам потерь всего, от техники до личного состава. Размер армии,  количество самолетов, кораблей и танков определялось из потребности  империи по решению стоящих перед ней задач и вызовов. Это было, конечно,  дорого (империя это всегда дорого), но рационально, потому что  компенсировалось включением в хозяйственный оборот новых территорий и  новых ресурсов.

    Имперский период британской истории лучше  всего демонстрирует суть устройства механизма силы колониальной системы.  Армия Ее Величества никогда не отличалась огромностью размеров. Более  того, ее чисто британская часть обычно составляла меньшинство. Если  посмотреть, кто сражался против Гитлера под британским Юнион Джеком, то  окажется, что 4/5 численности составляли австралийцы, новозеландцы,  индусы, канадцы и части набранные в разных прочих колониях. Но победа  всегда присуждалась возглавлявшей их Великобритании.

    Зато вот что она действительно умела  хорошо, это оперативно маневрировать силами на огромном пространстве  колониального мира. Тем самым обеспечивая в нужной точке и в нужный  момент достаточное военное превосходство над противником. Таким образом,  армию кормили все, а ее заслуги себе забирала только Корона.

    Теперь процесс пошел в обратную сторону.  Точнее, он туда двинулся еще по итогам Второй мировой войны, за которую  Британия заплатила своей колониальной империей. Попытка сохранить лицо,  заменив вывеску на Британское содружество наций, соблюсти пристойность,  конечно, позволила, однако главную суть процесса отменить не смогла. Лев  лишился фундамента своей экономической мощи. Без гарантированного  доминирования в колониях британская промышленность лишилась главного –  огромного объема покупательской способности рынка. А обычную конкуренцию  на равных с прочими промышленными кластерами они за полсотни лет с  треском проиграли.

    Британцы не производят больше собственной  авиации (хотя двигатели к ней еще делают), собственной электроники,  своих танков. Постепенно загибается артиллерия и автопром. Некогда  могучие британские верфи в настоящее время держатся лишь на заказах  флота, которые уже невелики. В гражданском кораблестроении сегодня  доминируют прежде всего китайцы (38% рынка), южные корейцы (около 32%) и  японцы (порядка 20%). Заметную долю имеют США. Британцев в этом списке  нет. Стать лидером в инновациях, вроде робототехники, космонавтики,  нанотехнологиях, программировании или искусственном интеллекте у них не  получилось.

    В результате, за пока еще красивым ярким  имперским монархическим фасадом фактически оказался один довольно  небольшой остров размером с Белоруссию с относительно скромным  населением. Пока считается, что в экономической мощи, если оценивать по  номинальному ВВП, Великобритания превосходит нас в 1,7 раза — 2,62 и  1,52 трлн долларов соответственно. Но если отнять долю  банковско-финансовых услуг по иностранному капиталу, который сейчас с  Острова активно бежит, то к концу Brexit у них там номинального ВВП  останется, хорошо, если 1,048 трлн долларов. Вероятнее всего — меньше.  При острейшей зависимости от внешних поставок продовольствия, сырья и  энергоносителей.

    Так что происходящее сейчас в Лондоне  сильно напоминает классическую русскую пьесу «Вишневый сад». Персонажи  еще сохраняют былой апломб, пьют чай под сенью еще пока своего сада, но  подспудно понимают, что вот-вот кредиторы все это у них заберут.  Состояние промотано, впереди только бедность.

    В результате, вместо имперцев, править  государством стали бухгалтера с простой психологией минимизации расходов  на любые надобности. Таким образом, они пришли к неизбежности  сокращения армии и в этом деле докатились до состояния, в котором само  понятие британской армии стало выглядеть комично. На 1 июля 2018 года  сухопутные войска Короны по списку насчитывают  всего 29 батальонов. Причем некомплект личного состава в них достигает  12,4%. Хотя в целом по армии, за счет лучшего положения во флоте и  авиации эта цифра в среднем колеблется у отметки в 6,8%.

    Чем они там собираются «противостоять  российской военной мощи», остается вопросом открытым. Впрочем,  комичность происходящего генералы Ее Величества понимают и сами. Потому  пытаются компенсировать дефицит личного состава разными новомодными  игрушками практически в лучших традициях ВСУ. А так как внятной  стратегии у бухгалтеров нет, то эти попытки выглядят комично.

    Во главу угла ставятся дроны. Правда, на  продвинутые военные модели, тем более собственной разработки, денег в  казне нет, потому армия покупает дешевые гражданские на открытом рынке.  Рассказывая, какой огромный вклад они дадут в упреждении русских в  полевой разведке. Про целеуказание тут речи, конечно, не идет. При всех  красивых разговорах опыт применения подобной техники на Донбассе  убедительно доказывает крайнюю ограниченность ее практических  возможностей.

    Но деваться старому льву некуда. Гонор это  все, что у него на данный момент от былого величия осталось. А без него  они там просто остров где-то на северо-западных задворках европейского  континента. После времен «когда над их империей не заходило солнце», для  правящей мелкобританской «элиты» признавать такое невозможно.

    https://aftershock.news/

    Автор: beron