• 28.12.2024 06:39
    Девушка с фотобудкой: опыт бизнеса в Таиланде

    Четыре года назад маркетолог Анастасия Беллетти предпочла Москве Таиланд. На Самуи девушка открыла небольшое дело – сдавала свадебным агентствам в аренду фотобудку. В интервью «Инвест-Форсайту» она рассказала, насколько рентабелен такой микробизнес в Таиланде, почему она вышла из проекта и в чем сила экспат-коммьюнити.     

    Взломать скуку
    В 2014 году, когда я переехала за рубеж, многие уезжали из Москвы по разным причинам. Одни эмигрировали, потому что просто модно и «так делают все». Другие ехали за лучшей жизнью и высокими заработками. Я же искала новых впечатлений. Тогда у меня, по московским меркам, все шло по плану – карьера маркетолога в крупной компании, своя машина, съемная квартира в хорошем районе (16 мин на авто до офиса), невысокая нагрузка на работе. Со временем мне стало скучно – я чуть не засыпала на рабочих встречах. Нужны были перемены. Сначала я думала сменить город: сердце тянуло в Санкт-Петербург. Но переехать туда не получилось по ряду причин, и мой энтузиазм немного угас. Неожиданно мне поступило предложение от знакомых предпринимателей, живущих в Таиланде. В 2012 году я уже уезжала за границу, но не в эмиграцию, а в саббатикал (карьерный тайм-аут – ред.). Я провела полгода на острове Самуи, разбираясь в своих «тараканах». Оставаться на плаву помогали временные проекты. Некоторое время я работала над одним туристическом проектом. Мы расстались с его основателями ни хорошо, ни плохо – скорее нейтрально. Поэтому я удивилась, когда они предложили мне участвовать в запуске музея искусств на Самуи.
    Сначала я скептически отнеслась к идее. Мне казалось: за гранью добра и зла открывать на Самуи музей. Это небольшой провинциальный остров, на который едут за морем, солнцем и Пина-Коладой, никак не ради похода в музей. Мне выслали стратегию, пообещали оплатить перелет и отель. В офисе время подбиралось к отпуску. Я подумала, что стоит рассмотреть предложение. Даже если не останусь работать, хотя бы «экономично» отдохну. После приезда выяснилось, что это будет не музей искусств, а музей оптических иллюзий. И главные инвесторы – не русские, а корейцы. Они не знали английского языка, поэтому все наши переговоры строились на полуистерических смешках и полуреальных деталях. В итоге я решилась на авантюру – после возвращения в Москву продала машину, раздала кредиты, раздарила книги и одежду и с билетом в один конец улетела в Таиланд.
    Фотобудка почтой
    Первой идею купить фотобудку подала моя коллега по музейному проекту Катя. У нее были друзья в России, которые занимались поставками подобных устройств. Все закрутилось спонтанно: мы просто узнали стоимость доставки и возможности размещения в местных торговых центрах, а через неделю я уже вложила в проект сбережения. Начинать свое дело было не страшно – до этого у меня был предпринимательский опыт. Во время учебы в университете я была совладельцем рекламного агентства в родном Владимире. Оно проработало больше 5 лет.

    Запуск проекта с фотобудкой прошел легко. В такой сфере не нужно быть выпускником Гарварда, важнее коммуникационные навыки. В раскрутке очень сильно помогло экспат-коммьюнити на Самуи. Здесь все друг друга знают – познакомился с одним нужным человеком, он свел тебя еще с двадцатью людьми (спасибо нетворкингу!). Мы заказали фотобудку обычной доставкой, как телевизор. Ждали ее приезда полгода. Почему нужно было делать заказ в России, а не из Бангкока? Во-первых, техподдержка была на русском языке – сначала мы часто звонили. Во-вторых, первый взнос за фотобудку внесла мой партнер (ради нее она продала машину за 100 тыс. руб.). Мои сбережения были в долларах, поэтому позже я купила в Бангкоке принтер, аппарат для приема денег, оплатила расходы за растаможивание. В общей сложности первоначальные инвестиции составили около $3000.
    Изначально мы планировали поставить фотобудку в торговом центре на Самуи. Но в итоге стали возить ее на небольшие вечеринки (сфотографироваться в ней можно было за 100 бат). Однако тайцы либо боялись к ней подходить, либо игнорировали ее. Было невероятно сложно объяснить им, что это такое. На острове – ни до, ни после – у нас не было конкурентов. Плюс мы постоянно переживали, что пришедшие на вечеринку люди могут разнести фотобудку в зависимости от стадии своего опьянения. Им было неинтересно делать снимки. За одну вечеринку в среднем фотографировались плюс-минус 10 человек, не считая 5 пробных бесплатных снимков. За вечер у нас выходило около 1000 бат. Эта сумма не покрывала даже транспортные расходы.
    Выход на свадебный рынок
    Проработав в таком режиме три месяца, мы открыли для себя новую нишу – частные свадьбы. Это был огромнейший рынок с множеством игроков и большими деньгами. На свадьбах проект быстро раскрутился – фотобудка окупилась меньше чем за год. Мы сдавали ее в аренду и брали почасовую оплату. Час стоил $120-150 в зависимости от пакета. Пакетные опции были разными – например сделать видео с фотографиями, или видеоряд, или подготовить гостевую книгу, в которую гости, помимо пожеланий, могут вклеить свои фотографии. Фотобудка сдавалась максимум на 5 часов, минимум на 1 час. Люди, как ни удивительно, брали ее на 5 часов, а некоторые и больше.

    За одну свадьбу заработок варьировался от $150 до $500. Ежемесячные расходы на фотобудку – бумага, декорации, украшения – мы заложили в арендную стоимость. Сумма была настолько минимальной по сравнению с тем, сколько приносила фотобудка. Чистая прибыль в месяц составляла от $2000 до $4000. На нижнюю планку она опускалась в сезон дождей, когда затихал весь рынок. Выход в свадебную нишу снял с нас коммуникационные проблемы с тайцами. Мы, по сути, работали внутри экспат-коммьюнити. Нашими клиентами были европейские, американские и русские свадебные агентства, просто частные агенты. Все вопросы с доставкой, оплатой и другим процессами решались через них. На мероприятиях мы почти не пересекались с тайцами – максимум с грузчиками.
    Кризис в тандеме  
    Если честно, мы не спешили оформлять фотобудку в юридическое лицо. Нам было важно понять – пойдет дело или нет. Со временем мы оформили ее на знакомого свадебного фотографа, у которого было свое юридическое лицо. В Таиланде существует две формы организации: Limited partnerships – товарищество с ограниченной ответственностью – и Private limited companies – частная компания с ограниченной ответственностью, похожее на наше ООО. ООО – самый популярный формат ведения бизнеса. Но чтобы оформить Private limited companies, требовался внушительный пакет документов и привлечение не менее 7 человек-акционеров, из которых минимум двое должны быть гражданами Королевства Таиланд. Нам больше подходила покупка готового бизнеса – в среднем за 60 тыс. бат (около $2000). При таком варианте достаточно переписать имена в документах. Однако через год в нашем тандеме назрел кризис. Увидев масштабы свадебного бизнеса в Таиланде, я поняла: нужно срочно заказывать еще одну фотобудку, а лучше две. Такой бизнес может принести хорошие деньги, если его масштабировать и делегировать обязанности.

    Одна фотобудка и работа на мероприятиях без персонала была тупиковой ветвью развития. Это стало основной причиной моих разногласий с партнером. Она не видела большой картинки. Ее устраивало то, что есть. Я продала свою долю на позднем сроке беременности. Жалела, конечно, об упущенных возможностях, но после родов приоритеты изменились. Мне хотелось заботиться о семье, а не упираться и работать в нервном истощении по ночам. Поэтому бизнес существует без меня и, насколько знаю, в том же формате.
    В стиле pop up
    Сейчас я живу на частном острове в Юго-Восточной Азии. Мой муж – шеф-повар в лакшери-отеле. Я занимаюсь ребенком. Мы планируем вернутся на Бали, когда закончится контрактная работа, – жили там некоторое время после Таиланда. В планах возрождение другого нашего проекта – True Food Stories. До Бали мы с мужем «обкатывали» идею pop up-ужинов на Самуи. Временные рестораны, расположенные в таких различных местах, как бары, заброшенные аркады, дорожки для боулинга, театры и в доме шеф-повара, – относительно свежий тренд в ресторанной индустрии.

    Мы устраивали ужины у себя дома. Заранее узнавали у гостей пищевые предпочтения и аллергии. Тематика ужина была каждый раз новая – никто не знал, что будет в меню. Поскольку тогда мы тестировали проект, с гостя брали по минимуму – около 1500 бат. Взамен он получал домашнюю атмосферу, ужин от шеф-повара и новые знакомства. В ближайшем будущем мне хочется перезапустить True Food Stories на Бали. В отличие от Таиланда, там другие бюджеты (много частных вилл) и совсем не развит сектор частных шеф-поваров. Моя мечта – сделать антиресторан: никакого пафоса и натянутой обстановки, при этом сохранить креативную подачу и высокое качество. Кормить людей – приятное занятие. Особенно, когда все получается и клиенты довольны.
    Записала Ольга Гриневич
    Фото из личного архива Анастасии Беллетти
    Источник
    Автор: rina

    Автор: beron