• 23.11.2024 03:11
    Китай и США борются за Гренландию

    «Инвест-Форсайт» уже писал о тенденциях Гренландии к независимости от Дании. Они усиливаются, поскольку власти автономной территории дают понять, что сами определяют иностранных инвесторов. У Дании вызывает беспокойство, что крупнейшим из инвесторов является пробивающий себе путь в Арктику Китай. Также стабильно высокой остается роль США как стратегического инвестора, и перспектива экономического соперничества на острове с китайцами американцам явно не нравится.
    Художник: Юрий АратовскийГренландские инуиты – единственная народность Крайнего Севера, добившаяся столь широкой автономии. Это тем более удивительно, учитывая, что извне инуитский национализм особо никто не поддерживал. Среди инуитов широко распространились ультралевые маоистские идеи, которые не поддержал даже СССР. Возможно, подобная ориентация и стала причиной того, что сейчас связи с властями Гренландии пытается установить Китай. США же после вступления Дании в НАТО в конце 40-х старались вести себя аполитично, ограничиваясь только военным проникновением, дозволенным в рамках сотрудничества. Дания никогда особо не была этому рада, но была вынуждена терпеть. США же закрывали глаза на то, что Дания нередко нарушала международное законодательство, не пуская никого в гренландские территориальные воды.
    В настоящий момент для Дании США – достаточно приемлемый инвестор на фоне попыток проникновения в Гренландию Китая. Поэтому в целом Копенгаген не против увеличения американской инвестиционной активности в Гренландии. В настоящий момент США прикрывают свои инвестпланы в Гренландии необходимостью повышения боевой оперативности и ситуационной осведомленности. Власти Гренландии пошли на компромисс, выбрав Данию инвестором строительства новых международных аэропортов в Нууке, Илулиссате и Какортоке вместо Китая, хотя руководство Гренландии изначально не видело ничего крамольного в том, что аэропорты будут строить китайцы. Но когда Минобороны США выступило против, а правительство Дании его поддержало, Гренландия, дабы избежать скандала, выступила на стороне метрополии.
    Дело в том, что Гренландия получает 20% бюджета в виде платы за арендуемые американскими военными объекты. Поэтому, как бы ни раздражали местное население американские войска, гренландцы вынуждены с их присутствием мириться. Точно так же, как с планами американцев осваивать ресурсы шельфа Арктики. Что касается Китая, он пока не обещает гренландцам никаких огромных бюджетных поступлений, но его инвестиции имеют долгосрочные перспективы, что устраивает население острова. Мало того, периодически и Дания нуждается в значительных инвестициях в экономику острова, на которые у нее самой не хватает средств. В 2016 году Китаю почти удалась попытка купить датскую морскую базу в Гренландии, которая ранее принадлежала США. Дания готова была продать базу, которая требовала больших расходов на содержание, но американская сторона отговорила страну, поэтому в последний момент Дания в срочном порядке отозвала предложение.

    В Евросоюзе уже бьют тревогу. По мнению заместителя главы комитета по европейским делам французского парламента Андре Гаттолена, Китай владеет через относительно небольшие инвестиции почти всей экономикой острова. Конечно, это сильное преувеличение. Китай только ведет переговоры об инвестировании в экономику Гренландии и еще не владеет каким-либо значительными активами. Однако, несмотря на то, что маоистская политическая ориентация гренландских политических деятелей несколько снизилась, отрыв от ЕС и общение с Китаем с перспективой получения еще больших инвестиций устроил бы местные власти. В случае проникновения Китая в Гренландию и ее отрыва от ЕС (надо полагать, и от НАТО) система безопасности НАТО в Арктике будет близка к обрушению: помимо России, в Арктике появится и крупный по площади (хотя не по населению) антинатовский фигурант, связанный с Китаем, стремящимся построить Арктический путь. Внешняя политика Китая и военная политика Гренландии в целом не исключают наличия там военных баз Китая. Гренландия своей армии не очень хочет создавать, тем более, там вообще мало населения, а защита от Дании и НАТО будет нужна. Китай же вполне не против расширения своих военных баз: в 2017 году он уже создал первую в своей истории зарубежную военную базу в африканском Джибути.
    Мало того, у Дании может вызвать подозрения то, что Китай пытается копировать, по сути дела, ее политику в области образования, насаждая свою религию. В 2016 году Шанхай и одна из четырех коммун Гренландии Куяллек подписали соглашение об открытии в Какортоке конфуцианской школы. Таким же образом в свое время Дания навязывала религиозное образование инуитам, повсеместно открывая протестантские школы. Подобные школы действительно имеют влияние на местных жителей. Так, в Исландии одна такая школа за 10 лет обучила 1,5% исландцев китайскому языку. Учитывая, что в Гренландии проживает менее 60 тыс. населения, можно прогнозировать: культурное влияние Китая через такие школы будет еще больше.
    Вряд ли Китай интересуют только аэропорты на территории Гренландии и ее транспортное значение при реализации плана арктического «Шелкового пути». В связи с тем, что из-за глобального потепления гренландский ледник потихоньку тает, становятся более доступными полезные ископаемые острова. К 2021 году Гренландия планирует выставить на аукцион наземные нефтегазовые блоки. Основными потенциальными покупателями являются две китайские государственные компании. Согласно оценке геологической службы США от 2008 года, территория Гренландии может содержать до 17,53 млрд баррелей нефти и 148,21 трлн кубометров газа. Гренландия также богата редкоземельными металлами, востребованность в которых Китая нарастает все больше и больше – страна является мировым лидером по производству смартфонов.
    Однако не стоит преувеличивать симпатии гренландских политических деятелей к Поднебесной. Инвестиционные планы Китая относительно Гренландии поддерживает в основном правящая лево-националистическая партия Гренландии «Инуит Атакатигиит» во главе с Куупиком Клейстом, отцом современного гренландского национализма (несмотря на то, что он наполовину датчанин). Остальные четыре политические партии Гренландии выступают против экспансии Китая. При этом в отношении Дании они не менее националистические, чем партия Клейста. Просто превращение Гренландии в один большой рудник редкоземельных металлов для производства смартфонов может оказать сильное негативное влияние на традиционный быт инуитов. С этой точки зрения – лучше получать дотации из Дании.
    Автор: Роман Мамчиц
    Источник
    Автор: rina

    Автор: beron