По инициативе Евросоюза ежегодно проводится Выбор культурной столицы Европы. В 2019 выбор пал на древний итальянский город Матера (регион Базиликата)
Итальянская Матера провела церемонию официального вступления в статус Европейской культурной столицы 2019 года. Грандиозный праздник открыл череду мероприятий, которые будут проходить в Матере в течение 12 ближайших месяцев и должны, по расчетам, привлечь в регион свыше миллиона гостей, сообщает Lanostragazzetta.it.
Фотография: Матера © EPA/ROBERTO ESPOSTI
В течение предстоящего года в этом городе, история которого началась во времена неолита и продолжается в наш цифровой век, пройдут выставки и мероприятия, призванные представить миру культуру инновационного возрождения Матеры.
Жители города примут участие в постановке «Чистилище», посвященной Данте Алигьери и его «Божественной комедии», написанной в XIV-м веке.
Около 200 местных жителей будут участвовать в программе «Жить оперой» (Living the Opera), в рамках которой при содействии самого старого в Европе действующего оперного театра, неаполитанского «Сан-Карло», под открытым небом будет поставлена опера Пьетро Масканьи «Сельская честь».
«Каменный город» каменного века
Матера расположен у каблука итальянского «сапожка» – в провинции Базиликата. Город, прежде всего, известен своими «Cасси» – уникальными каменными домами, расположенными на крутом склоне, их история насчитывает 9000 лет. В 1993 году этот поражающий воображение ландшафт помог городу занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО.
Фестиваль «Матера 2019» откроется выставкой Ars Excavandi (Мир из камня), посвященной каменному искусству, архитектуре и археологии города. Выставка позволит посетителям отправиться в захватывающее путешествие из палеолита в XXI-й век по различным достопримечательностям Матеры, включая катакомбы подземного города, а также знакомство с удивительными каменными экосистемами различных континентов.
Инсталляция «Стратиграфия – обсерватория антропоцена» исследует новую геологическую эру, наступившую после голоцена, и наблюдает за изменениями ресурсов планеты и человеческой деятельностью. Кроме того, инсталляция позволяет изнутри взглянуть на ранние поселения Матеры – одного из самых старых на Земле городов с непрерывным заселением. Переносясь в будущее, инсталляция также знакомит с наукой наблюдения за планетой.
Благодаря древним кварталам «Cасси», Матера получила неофициальное название – «Bторой Вифлеем», что, безусловно, не прошло мимо внимания кинематографистов, снимающих исторические картины. Здесь проходили съемки фильма «Страсти Христовы» и ремейка «Бен-Гур» 2016 года с участием Моргана Фримана.
История двух ренессансов
Флоренция, Рим, Милан и Венеция. Эти города стали синонимами итальянского Возрождения. Тем не менее, картины, скульптуры, книги, гобелены, карты и другие старинные сокровища из других регионов юга Европы предлагают альтернативный взгляд на этот период.
180 экспонатов выставки «Ренессанс – вид с юга» проливают свет на эту наиболее динамичную эпоху западной цивилизации с точки зрения расположенной на юге Италии Матеры и других средиземноморских городов в XV-м и XVI-м веках.
Несмотря на богатое собрание произведений искусства от византийских фресок до статуй XVII-го века, к 1950-м годам Матера пришла в упадок. Тогдашний премьер-министр Италии решил переселить жителей города, примерно 16 тысяч человек, в современные дома, оставив город-призрак из известкового камня в ожидании новых хозяев.
Однако дух Bозрождения не погиб в течение десятилетий. В 1980-х годах правительство начало предлагать субсидии на реставрацию Матеры. В город приехали молодые предприимчивые итальянцы. Местные ремесленники сделали пещерный город своим и открыли мастерские под сводами пещер. Некоторые из них возродили древнее искусство изготовления «куку» – глиняных свистулек в форме петушка.
Так начался современный итальянский Ренессанс, во многом ставший возможным благодаря энергии местных жителей. Их успех сегодня можно воочию наблюдать во всём – от пещер, преобразованных в бутик-отели, до бизнес-инкубаторов, музеев, галерей и современных жилищ.
Источник
Автор: vlad