Основанная четырьмя братьями Уорнерами (настоящая фамилия Вонсколасер) в начале XX века компания по производству фильмов уже на протяжении практически ста лет радует публику созданием различной кинематографической продукции. Из ныне живущих людей немного найдется таких, кто не сможет узнать этот простенький, но легко запоминающийся студийный логотип в виде щита с расположенной внутри аббревиатурой WB золотистого цвета, которую обрамляет синий фон.
И пусть за все время существования у Warner Bros. Pictures было немало осечек, тем не менее именно данная студия подарила нам, зрителям, такие культовые картины, как »
Именно она нам показала, как выглядят мифические существа гремлины и полный черного юмора призрак Битлджус в исполнении неподражаемого Майкла Китона, она окунула нас с головой в невероятный мир приключений в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс и даже заставила нас на секунду задуматься о том, в своей реальности ли мы живем, или все находится под контролем машин. И, наконец, именно от нее мы зачастую ждали очередного шедевра или хотя бы фильм, про который сможем сказать, что это было неплохо. Но, к огромному сожалению, в современных условиях для того, чтобы студиям оставаться на плаву, снимать качественное кино для узкого круга лиц и для участия в различных фестивалях, невзирая на низкие кассовые сборы, недостаточно, иначе они в скором времени канут в Лету.
Отсюда и возникает такая жизненно важная необходимость в создании различных франчайзов, позволяющих своим создателям нырять, будто дядюшка Скрудж, в золотые горы и полные зелени реки. Вплоть до 2013 года компании Warner Bros. Pictures удавалось периодически сохранять лидирующие позиции на мировом рынке кинопроката, однако, с завершением своих нескольких долгоиграющих серий фильмов и с восходом на «Олимп» студийного гиганта в виде Buena Vista, ей теперь так и грозит надолго остаться запасным игроком среди крупных мейджоров, довольствуясь в лучшем случае лишь вторым местом по итогам года. В связи с тем, что как и в любой гонке, никто не любит наблюдать за горящими где-то впереди фарами, а в нашем случае — огнями замка Нойшванштайн (тот самый, который можно лицезреть на логотипе Walt Disney), главной задачей для боссов компании становится разработка франшиз, которые смогут завоевать сердца зрителей всех возрастов, начиная с развитием анимационных подразделений и заканчивая экранизациями комиксов.
Вот тут то у Warner Bros. на протяжении уже пяти лет и появляются серьезные проблемы, которые далеко не всегда находят грамотное решение.
1. Warner Animation Group (WAG). Первой работой данного отдела стал выпуск основанной на популярной линейке игрушек ленты «Лего. Фильм«, собравшей по всему миру 470 миллионов долларов. Казалось, что теперь на рынке анимации появился новый и весьма серьезный конкурент. Но эта звезда быстро родилась, ярко просияла и так быстро погасла, что кажется, будто ее никогда не было. Поэтому следующие мультфильмы студии если и не проваливались в прокате, то едва достигали порога окупаемости. Небольшим исключением стал вышедший в 2017 году «Лего Фильм: Бэтмен«, 312 миллионов долларов которого легко перекрыли бюджет в 80 миллионов. Однако в крышку гроба данной серии глубоко забил парочку гвоздей «Лего. Фильм 2«, выступивший гораздо слабее ожиданий профессиональных аналитиков, что над последующим развитием анимационного подразделения студии ставит большой вопросительный знак. Есть ли дальнейшие причины в существовании такого отдела? Безусловно. При наличии гигантского багажа персонажей на складе, можно создать хоть десяток различных серий. Есть ли смысл во всем этом? В данном случае нет. Вероятно, по той простой причине, что студия еще не научилась грамотно доносить свою продукцию до зрителя, продавать ее так, чтобы выстраивались огромные очереди покупателей или, как минимум, выбирать дату, не являющуюся априори мертвым для проката временем.
Следующей картиной подразделения должен был стать основанный на популярной компьютерной игре «Майнкрафт«, имеющий миллионы юных поклонников по всеми миру. Так и не поняв, как грамотно построить этот мультфильм, его решили отложить до лучших времен, но нет никакой уверенности в том, что они когда-нибудь наступят. Пока же над WAG собрались черные тучи, и теперь их последней надеждой на проблеск света становится ожидающий своего выхода в мае следующего года «Скуби-ду«. Если компания не приложит максимум усилий для сбыта и этого продукта, то она угробит кинематографическое будущее нескольких своих известных персонажей и всего подразделения анимации в целом.
2. Кристофер Нолан как отдельная вселенная. Многолетнее сотрудничество студии с Кристофером Ноланом, начиная с 2002 года, постоянно сопровождается крупным кассовым успехом. За время совместной работы ими было выпущено шесть фильмов («Бессонница«, «Бэтмен: начало«, «Темный рыцарь«, «Начало«, «Темный рыцарь 2: Возрождение легенды» и «Дюнкерк»), четыре из которых собрали более 500 миллионов долларов за время проката, а два — более миллиарда. С натяжкой можно отнести к этому списку и седьмой — «Интерстеллар«, но в данном случае Warner Bros. выступила лишь в качестве дистрибьютора в США. Но как бы проекты Нолана не приносили компании миллионы долларов прибыли, снимать чаще, чем раз в два года, режиссер не в состоянии, а в последнее время ему для этого нужны и вовсе трехлетние перерывы. Однако каждый раз созданные им фильмы имеют свойство становиться событием, которое часть посмотревших будет жестко ругать, а часть — возносить до небес.
3. Волшебный мир Дж.К. Роулинг. Пожалуй, главный актив студии, рискнувшей однажды взяться за экранизацию детской книжки «Гарри Поттер и философский камень», что вылилось в итоге в 975 миллионов долларов. С выходом фильма исполнители главных ролей обрели армию фанатов, книги автора стали раскупаться более огромными тиражами, а компании не терпелось заработать на пока еще горячем железе. В итоге появились еще семь продолжений, приносящих всегда стабильный доход. Последняя же серия — «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2» по сей день удерживает звание самого кассового фильма Warner Bros. (1,34 миллиарда долларов) и ряд других студийных рекордов.
Тяжело отпускать на волю курицу, несущую золотые яйца, поэтому компания делать этого по понятным причинам не стала. Тем более поклонники вселенной с нетерпением ждали новых похождений главных героев или хотя бы спин-оффы в виде предысторий второстепенных персонажей, чья жизнь потенциально могла быть насыщена приключениями, идеально подходящими для воплощения на больших экранах. Немного поразмыслив и оговорив все детали с автором книг, было решено все-таки расширить мир «Гарри Поттера», сделав при этом центральным персонажем неизвестного для тех, кто не читал романы, мага-зоолога Ньюта Саламандера — автора одной из книжек, по которой проходили обучение в школе Гарри и его друзья.
Поводом для лишней радости стало то, что Джоан Роулинг лично взялась за написание сценария. Писательница настолько увлекалась новой историей, что решила растянуть ее на пять частей, а фанаты с нетерпением ждали того момента, когда они снова смогут вернуться в мир полный магии и чудес. И вот, в 2016 году выходят «Фантастические твари и где они обитают» под режиссурой Дэвида Йэтса, создавшего четыре последних фильма о мальчике, который выжил, получают одобрение критиков, радуют старых поклонников и привлекают новых. Собрав 814 миллионов долларов по всему миру, новое произведение уступило в плане бокс-офиса всем фильмам основной серии, помимо «Гарри Поттер и узник Азкабана» (797 миллионов), но на это можно легко закрыть глаза, так как самое главное произошло — было успешно положено начало будущей франшизы из пяти фильмов с интервалом выпуска в два года.
Однако радоваться предстояло недолго, и уже первое продолжение — «Фантастические твари 2: Преступления Грин-де-Вальда» — стало разочарованием для многих поклонников. Далеко не в восторге остались и критики, оценив данную картину значительно хуже предыдущих лент. А главным недостатком сиквела чуть ли не каждый называл его перегруженный сюжет, разветвленный на несколько линий и оставивший после себя с десяток вопросов. Немало претензий было и по поводу каноничности тех или иных событий, заставивших зрителей задуматься о том, а знает ли Ролуинг, что она хочет рассказать, помнит ли то, что сама когда-то написала, да и вообще — стоило ли ей браться за сценарий картины или доверить это дело более опытным коллегам.
Массовые недовольства в итоге выросли в самые скудные за всю историю серии плоды в виде 653 миллионов долларов. Еще хуже дела обстояли в американском прокате, где суммарные накопления не достигли даже 160 миллионов, что для затрат, оцениваемых в 200 миллионов, выглядит крайне не впечатляюще. Теперь перед студией стоит непосильная задача по решению будущего всего Волшебного мира. Планы по первоначальной разработке пяти картин придется пересмотреть в сторону уменьшения их количества, хотя бы для начала закончив третий фильм. Даже если Йэтсу с Роулинг удастся учесть все свои ошибки и пожелания зрителей, восстановить подорванное доверие будет уже тяжело, но все-таки не невозможно.
Не так давно Warner Bros. приняли решение перенести съемки триквела на неопределенный срок, что предоставляет создателям больший объем времени на производство действительно стоящей картины, которая сможет вернуть в кинотеатр разочарованного зрителя. Однако права на еще одну ошибку уже нет. В случае успеха третьих «Фантастических тварей» мы, может быть, сможем увидеть еще два фильма про Ньюта Саламандера, но, возможно, целесообразней было бы сосредоточить внимание на переносе на большие экраны таких событий, как создание Хогвартса, становление Темного Лорда или, например, Первую магическую войну. В любом случае главный козырь у студии остается все еще в рукаве. И, когда что-то снова пойдет не так, можно будет вернуться к самому Гарри Поттеру, которому в эпилоге заключительной книги уже без малого 36 лет. Дэниелу Рэдклиффу столько исполнится как раз в 2025 году. Пусть история девятого фильма о мальчике, который выжил, окажется совсем невразумительной, она при любом стечении обстоятельств обречена на успех, как минимум, из-за ностальгии.
4. Вселенная гигантских монстров. После возвращения на большие экраны в 2014 году японского монстра Годзиллы студия решила совершить авантюру и выпустить не просто несколько продолжений, а создать некий «Мир монстров» совместно с Legendary Pictures. Однако последняя вскоре неожиданно прекратила сотрудничать с Warner Bros., и перед создателями возник вопрос о том, что делать дальше. Решения пришлось ждать не так уж и долго. Несмотря на разногласия, Legendary продолжила свою работу с компанией и спустя три года вышел «Конг: Остров черепа«, сборы которого составили 566 миллионов долларов, что даже больше, чем было у «Годзиллы» (529 миллионов). В этом году вниманию зрителей будет представлена следующая глава истории кайдзю в фильме «Годзилла 2: Король монстров«, а в следующем выйдет эпических масштабов «Годзилла против Кинг Конга«. Последующий вектор развития определить достаточно сложно, но вряд ли при огромном бокс-офисе этой серии придет конец.
5. Вселенная «Заклятия». Выпуская в 2013 году «Заклятие», создатель таких популярных серий фильмов ужасов как «Пила» и «Астрал» Джеймс Ван и не предполагал, что его новый фильм будет иметь ошеломляющий успех. Основанная на реальных событиях из жизни исследователей сверхъестественных явлений Лоррейн и Эда Уорренов лента взяла в прокате редчайшие для жанра 319 миллионов долларов. Неудивительно, что после это последовало сразу три спин-оффа и одно продолжение. При бюджете от 6,5 до 40 миллионов фильмы собирали в прокате от 257 до 365 миллионов, принося огромную прибыль. В ближайшее время готовятся к своему выпуску «Проклятие Аннабель 3» и «Заклятие 3«. Сомнений в их кассовом потенциале нет, несмотря на то, что «Проклятие монахини» произвело на публику неоднозначное впечатление. Однако и здесь расслабляться не стоит, так как тема демонов в домах, куклах, церквях начала потихоньку себя изживать, и сценаристам предстоит кропотливая работа в создании интересного сюжета, который сможет привнести во франшизу эффект новизны, чтобы не растерять всех своих поклонников.
6. Расширенная вселенная DC Вдохновившись работой Кинематографической вселенной Марвел, Warner Bros. приняла решение создать собственный мир супергероев, начало которому положил «Человек из стали» . Первая попытка оказалась весьма удачной. Фильм Зака Снайдера отбил значительную часть своего бюджета еще до официального старта в прокате. Однако затем руководство студии совершило ложный шаг. Вместо того, чтобы продолжать создавать отдельные фильмы про других персонажей, было решено ускоренными темпами снять картину, в которой соберется сразу несколько известных супергероев, чтобы поскорее догнать своего конкурента. Перед Заком Снайдером, которому доверили заниматься производством «Лиги справедливости», стояла непосильная задача по строительству цельной вселенной с цепляющей историей и живыми героями. В случае успеха Warner Bros. уже за два года могла добиться того, на что у серии фильмов по комиксам Marvel ушло много лет. Боссы студии серьезно поплатились за свою оплошность. После разгрома критиками фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости«, Снайдеру пришлось в ограниченные сроки перестраивать изначальный план, переходя с мрачного тона повествования на более легкий, и упрощать задуманную им историю.
Поле успеха «Чудо-женщины» было решено сделать центральным героем вселенной персонажа в исполнении Галь Гадот. Вскоре по семейным обстоятельствам Снайдера покинул режиссерское кресло фильма «Лига справедливости«, а его место занял Джосс Уидон, который до этого уже имел колоссальный опыт по созданию командных фильмов. Тем не менее и эта попытка не увенчалась успехом. Критики все так же были не в восторге, зрители — огорчены, а компания — в глубокой печали от финансовых потерь. Заморозив большинство своих проектов по комиксам, студия приняла решение ограничить свое вмешательство в работу Джеймса Вана над «Акваменом» — следующего фильма вселенной, предоставив режиссеру гораздо большую свободу действий. И именно от проката данного проекта зависела судьба дальнейших кинокомиксов подразделения.
Теперь, когда «Аквамен» заработал более миллиарда долларов по всеми миру, «Warner Bros. решила наконец-то сосредоточить внимание на отдельных лентах («Отряд самоубийц 2» как исключение) с шансами через несколько лет все-таки объединить супергероев в очередной раз в совместной картине. Пока же в скором времени нас ожидают только отдельные истории, такие как «Шазам!«, «Джокер«, «Хищные птицы«, «Чудо-женщина 2″. И, возможно, студии все-таки стоит не создавать командные фильмы, а расширять мир одиночных, над чем сейчас, например, работают создатели «Аквамена«.
Что дальше? Полгода остается до релиза продолжения нашумевшего фильма ужасов «Оно» — экранизации второй половины одноименного романа Стивена Кинга. Однако, не имея первоисточника, следующих серий про клоуна Пеннивайза вряд ли стоит ожидать. Поэтому, как бы много «Оно: Часть 2» не заработала в прокате, необходимо предложить зрителю что-то еще, что может получить весомый успех. Например, продолжение «Сияния«, также основанного на произведении Кинга, — «Доктор Сон«, старт которого запланирован на ноябрь этого года. Неплохо выполняет продюсерские обязательства уже неоднократно упоминавшийся ранее Джеймс Ван. Так, «И гаснет свет…» накопил при бюджете в 5 миллионов долларов 149 миллионов.
Совсем скоро выходит «Проклятие плачущей«, которая при минимальных затратах просто обречена на кассовую удачу. Задержался выпуск на больших экранах «Шерлока Холмса 3«, оригинальная серия которого вышла в 2009 году. Первые две части были успешны в прокате, заработав 524 и 545 миллионов долларов соответственно. Не должен выступить хуже и триквел, так как исполнители главных ролей — Роберт Дауни мл. и Джуд Лоу — находятся на пике популярности, во многом благодаря съемкам в Кинематографической вселенной Марвел.
Может стать началом долгоиграющей франшизы «Дюна«, которой занимается Дени Вильнев. Неудивительно будет, если студия потратит огромное количество денежных средств на продвижение фильма, так как он вполне может заменить собой серию «Фантастических тварей» после ее завершения. Есть шансы на то, чтобы однажды вернуться в Средиземье, которое пока отправляется на телеэкраны в виде сериала. Остается незавершенной история фильмов «Путешествие к центру Земли» и «Путешествие 2: Таинственный остров«. Изъявила студия свой интерес к сиквелам фильмов «Разлом Сан-Андреас» и «Безумный Макс 4: Дорога ярости«, хотя к последнему рассматривались также и спин-оффы, например, про бойкую Фуриосу в исполнении Шарлиз Терон, чуть ли на задвинувшую на второй план главного героя.
Будут рады поклонники продолжению прошлогоднего «Первому игроку приготовиться«. Еще больше радости у киноманов вызывает возможный выход фантастической картины «Грань Будущего 2«, несмотря на то, что первая серия кассовым хитом все же не смогла стать, зато обрела армию поклонников. А при успешном прокате ленты «Покемон. Детектив Пикачу» не исключается выход еще нескольких частей и создания в таком же духе других проектов, например, на основе Hello Kitty, Tom and Jerry или Barbie.
Порою для того, чтобы получить новый кассовый хит, студиям приходится рисковать. Ведь не рискуя, достаточно сложно получить что-то новое и долгоиграющее. А выйдет у Warner Bros. снова взобраться когда-нибудь на первое место, оттеснив своих конкурентов, нам покажет время.
Автор: MiB